Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Крепленый акциз

В 2015 году в Крыму ужесточатся требования к участникам алкогольного рынка.

С нового года участникам рынка алкогольной продукции - всем, кто имеет лицензию на производство, транспортировку или торговлю спиртными напитками - придется декларировать свои операции. Главный регулятор рынка просит правительство РФ внести изменения в федеральные законы с учетом специфики полуострова.

Стоит ли крымчанам опасаться резкого роста цен на алкогольную продукцию после 1 января 2015 года? Кто из участников рынка может оказаться вне закона? И признают ли марочную продукцию "Массандры" вином? Об этом в эксклюзивном интервью "РГ" рассказал руководитель межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу Тимур Татаринцев.

Почувствуйте разницу

Тимур Алексеевич, насколько существенна разница в регулировании алкогольного рынка России и Украины?

Тимур Татаринцев: Разница огромная. В России и формы контроля, и методы значительно опережают те, к которым мы привыкли на Украине. Есть Единая государственная автоматизированная информационная система

(ЕГАИС) учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фиксирующая все этапы производства и дальнейшего использования спирта. Через ЕГАИС, к примеру, мы можем проследить путь каждого литра спирта от производителя до конечного потребителя, независимо от того, на сколько долей этот литр по пути был разделен. Мы контролируем, сколько его попало в бутылку водки и в какой партии, сколько было использовано для производства винных напитков и так далее.

Кроме того, мы отслеживаем декларирование объемов производства и оборота. Эта форма контроля относительно недавно введена и в России, а в Крыму она вообще незнакома. На время переходного периода обязать производителей Крыма вести декларирование достаточно сложно, потому что еще не все перерегистрировались, не все получили электронные ключи. В третьем квартале 2014 года декларирования не было, но уже по итогам четвертого квартала оно станет обязательным. Данная форма учета будет ежеквартальной, декларация должна подаваться до 20-го числа следующего за кварталом месяца. Поэтому, пока такая форма отчетности не введена, мы проводим разъяснительную работу, чтобы не возникало проблем.

Для чего нужны декларации?

Тимур Татаринцев: Каждый из участников рынка подает декларацию по своему виду деятельности: будь то производство спирта, закупка, транспортировка или продажа алкогольной продукции. Принимая во внимание декларации всех участников рынка, мы можем проследить любую цепочку перемещений всех партий спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это еще одно звено в цепи контроля за каждым литром.

Не слишком ли много контроля, так ведь можно и "задушить в объятиях"?

Тимур Татаринцев: 294-й Федеральный Закон предусматривает защиту предпринимателей от излишнего давления со стороны госструктур. В следующем году не будет плановых проверок лицензиатов, но на сигналы граждан, прокуратуры и других контролирующих органов мы будем реагировать.

Поменяли лица

В вашей отрасли переходный период закончится 1 января?

Тимур Татаринцев: Для алкогольной отрасли переходный период как таковой не предусмотрен. За исключением процедуры получения лицензии и некоторых других моментов. Все украинские лицензии признали легитимными и поменяли на российские без всяких вопросов. Все производители, зарегистрированные в Крыму и Севастополе, еще в марте получили лицензии российского образца - без проверок, без жестких требований к соблюдению условий лицензирования. Не получили только не имевшие крымской регистрации. В неудобное положение попали частные предприниматели, которые занимаются оптовым оборотом алкоголя: в России даже розничной продажей алкоголя могут заниматься только юридические лица.

И что, они остались за бортом?

Тимур Татаринцев: Нет, бизнес очень мобилен и чутко реагирует на любые изменения. Все бывшие ЧП-шники сейчас регистрируются как юрлица и подают нам документы.

Невыездная марка


С какими трудностями столкнулись производители алкогольной продукции в Крыму?

Тимур Татаринцев: При всех сложностях переходного периода есть случаи, когда мы не можем идти навстречу и закрывать на что-то глаза. Поэтому наша служба выступила с инициативой перед правительством, а оно подготовило проект изменений относительно ряда норм 171-го Федерального Закона. Эти изменения предусматривают отсрочку применения ряда норм. Надеюсь, уже в этом месяце этот законопроект будет внесен в Думу. Мы как основные контролеры рынка понимаем: наши лицензиаты не в силах соблюсти эти нормы закона. Многие коммерческие организации брали на Украине в аренду целостные имущественные комплексы, куда в том числе входило основное технологическое оборудование. А пункт 6 статьи 8 171-го Федерального Закона предусматривает, что в нашей отрасли его аренда запрещена.

Лучшая марочная продукция нашего знаменитого крымского производителя вин - НПАО "Массандра" - считается в России даже не вином, а винным напитком, потому что она содержит этиловый спирт. Эта ситуация как-то разрешилась?

Тимур Татаринцев: Эта ситуация многоплановая. Под угрозой вообще получение спирта в сезон виноделия, так как по российскому законодательству продукция "Массандры" - действительно винный напиток. Мы понимаем, что для них это словно нож в сердце. Поэтому наша служба согласовала поправки к федеральному закону депутата Госдумы Виктора Звагельского, и, наверное, в этом году они будут приняты, если только не появятся противоречия на последнем заседании профильной комиссии. Мы считаем, нет ничего страшного, если вино "Массандры" из собственного винограда будет называться "вино специальное" или "вино".

То есть на первом этапе все было по упрощенной процедуре, а дальше поблажек никому не будет?

Тимур Татаринцев: Упрощенная схема была до 1 июля - до того момента, как стала возможна перерегистрация предприятий. Тем, кто мог перерегистрироваться, мы стали выдавать федеральные специальные марки (ФСМ) российского образца. В связи с этим к нам было много претензий, но мы это сделали осознанно. Дело в том, что, получая новую ФСМ, предприятия вывозят свою продукцию за пределы Крыма, в другие регионы России, где никакого переходного периода нет, где есть минимальные цены на алкогольную продукцию, где трехкратная разница в акцизах между Украиной и Россией. А акциз - это как раз тот налог, который и формирует главным образом цену на прилавке магазина. Можно было обрушить российский рынок алкоголя, если бы выезжала бутылка, оклеенная ФСМ, но обеспеченная украинской ставкой акциза. Кроме того, была угроза, что в Крым ринутся жулики всех мастей, которые станут размещать заказы на местных предприятиях, уплачивать акциз в три раза меньше, и разбрасывать этот товар по всей России, получая сверхприбыли. За этот период можно было озолотиться и купить завод в Крыму. Мы этого не допустили, и это очень подтолкнуло всех участников рынка к перерегистрации в российском правовом поле. Фактически сегодня у нас не перерегистрировались только те, кто не планирует дальше работать.

А как появилась региональная акцизная марка?

Тимур Татаринцев: Чтобы не допустить колоссального скачка цен, мы узаконили украинскую акцизную марку, выданную крымским производителям. Весной мы понимали, что когда-то и это перестанет работать, поэтому в мае провели расчет и в июне ввели региональную марку. Ее особенность в том, что производится она Госзнаком России, там же, где и федеральная марка, но ставка акциза по региональной такая же, какая по украинской.

А сейчас ситуация другая: с Украины к нам повалила акцизная марка, выданная уже в июле и в августе. Ее легко отличить, потому что Украина с 1 июля изменила дизайн. Вот эту новую украинскую марку мы считаем незаконной в обороте. Сейчас за ее использование мы арестовываем продукцию и возбуждаем расследование.

Стоит ли крымчанам ждать с 1 января резкого скачка цен на алкогольную продукцию, учитывая, что российский акциз в три раза выше украинского, а переходный период заканчивается для всех или почти для всех?

Тимур Татаринцев: Скачка цен ждать не стоит, потому что крымские предприятия произвели достаточно много продукции, заказав региональные марки, где ставка акциза еще украинская. Региональная марка и марка украинского образца законны в обороте до конца 2015 года.
 
Российская газета
11.12.2014