Суббота, 27 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Заставили ли ограничения по продаже алкоголя россиян меньше пить

В 2011 году по всей стране вступили в силу ограничения по продаже алкоголя в розницу. В Петербурге с начала 2014 года алкоголь в магазинах не продают уже с 22 до 11 часов. Согласно опросу ВЦИОМ в 2012 году, 50% россиян считали, что эта мера никак не скажется на потреблении алкоголя.

Экономист, профессор НИУ ВШЭ Александр Скоробогатов провел собственное исследование и оценил степень влияния ночных ограничений на потребление алкоголя. Выяснил: ограничения повлияли, но не на всех.

Истоки исследования


Исследования на эту тему уже проводились на Западе, так как там такие запреты действуют давно. Исследования показали, что ограничительные меры приносят эффект, пить там стали меньше.
Однако на Западе редко пьют дома. Поэтому ограничения обычно касаются баров, а не магазинов. В России все наоборот: в барах наливать можно в любое время. «Человек на Западе не пойдет в магазин, если бар закрыт, об этом даже речи не идет. У нас привычки другие, поэтому наш законодатель ввел ограничения именно для магазинов», – говорит Александр Скоробогатов.

Западные исследования в основном проводились не экономистами, рассказывает Скоробогатов. По его мнению, статистические методы, применяемые в таких исследованиях, часто поверхностны: «Я решил проверить эффект от запретов более строго, используя экономические методы. Такого еще не делалось».

В России введение ограничений началось в 2006 году – в качестве эксперимента в некоторых регионах, в том числе в Москве и Петербурге (ограничения касались крепкого алкоголя). В 2011 году запрет был принят во всех регионах России. И после 2011 года ограничения стали касаться любого алкоголя, а не только крепче 15 градусов.

Самый ходовой в России напиток – водка – под запрет попал сразу. Реакция экспертов на это была скептической: они говорили, что запрет приведет лишь к замене водки суррогатом .
В своем исследовании Скоробогатов ставит именно такой вопрос: была ли в действительности водка заменена суррогатом, а именно – самогоном.



Методы

Помимо водки и самогона в исследование включены пиво и сухое вино. У респондентов спрашивали, во-первых, пьют ли они водку/самогон/пиво/вино. Во-вторых, злоупотребляют ли они алкоголем. В-третьих, сколько алкоголя они потребляют.

Считается, что для мужчин злоупотребление начинается с 8 дринков (1 дринк –10 граммов чистого алкоголя), для женщин – с 6 дринков. «С самогоном тут проблема: если мы знаем, что водка – это 40%, пиво – 3–5%, вино – 9–12%, то для самогона колебания более широкие», – говорит Скоробогатов.

Скоробогатов выделил две группы, которые и стал сравнивать: безработные и все остальные.

«Я выбрал безработных в качестве группы, на которую эти ограничительные меры влияют сильнее. Руководствовался таким соображением: кому нужно в 11–12 ночи идти в магазин, чтобы купить бутылку водки? Скорее всего, тому, кому не надо рано вставать. То есть тому, кто не ходит на работу. По крайней мере склонность к этому у работающих будет меньше. Кроме того, считается, что безработные более склонны к злоупотреблению алкоголем».

В опросах участвовало более 9 тыс. респондентов, хотя их количество менялось. Это было связано с особенностями панельного анализа. Перед началом опросов проводится репрезентативная выборка адресов. По каждому адресу приходит интервьюер и опрашивает всех, кто живет в квартире. Настоящая панель получается тогда, когда в опросе участвуют одни и те же люди из года в год. Если кто-то переехал, его пытаются найти, чтобы снова опросить. Так получается панель. «Допустим, в 2005 году наша выборка была 1000 адресов, – объясняет Скоробогатов, – и из них 50 семей переехали. Из 50 удается найти 40 и снова опросить. Но респондентов неизбежно становится все меньше».

Так происходит износ выборки: если в 2010 году было 9 с лишним тысяч респондентов, то в 2012 году их число сократилось. Чтобы компенсировать износ выборки, туда добавляют новые адреса. Еще одну сложность исследования объясняет Скоробогатов: «Респонденты постоянно называют округленные цифры. Так, на вопрос: сколько ты пьешь? – обычно отвечают: 100 г, 200 г, 300 г и так далее. Я выбрал метод тобит-регрессии, так как только он позволяет работать с типичными числами и с нулями».

В исследовании учитывались пол, возраст, семейное положение, социальный статус, личный доход, образование, оценка себя на статусной лестнице, здоровье, индекс массы тела и региональная цена на алкоголь.

Что в итоге выяснилось. Самое понятное сравнение ситуации в 2010 году и в 2010-м – то есть до и после введения ограничений на продажу алкоголя по всей стране.

В 2010 году безработные пили водку гораздо больше, чем прочие граждане: среднее потребление водки за один раз среди безработных – 330 грамм (против 130 грамм у остальных). После введения запрета по всей стране цифры сравнялись: 108 грамм у безработных против 109 грамм у всех остальных.

Самогона в 2010 году все пили очень мало. После введения запрета среди безработных произошло резкое увеличение потребления самогона: с 2% до 17% (разовое потребление выросло с 5 грамм до 114). Но у всех остальных не было зафиксировано никаких перемен – потребление самогона осталось на прежнем незначительном уровне (13–15 грамм). То есть у безработных произошла замена водки самогоном (как и предсказывали эксперты и общественное мнение), а у остального населения этого не случилось.

В течение всех 7 лет исследований (2005–2012) было зафиксировано сильное снижение потребления водки и среди безработных, и среди прочих граждан.

«В целом мы видим, что безработные изначально были гораздо более склонны к потреблению водки, это действительно гораздо более пьющая водку группа. После запрета безработные стали меньше пить водки, но больше пить самогона, – говорит Скоробогатов. – На остальных людей запрет повлиял в сторону снижения потребления и водки, и суррогатов».

Потребление пива и вина в течение 7 лет практически не менялось, то есть ни безработные, ни прочие не склонны заменять водку пивом и вином.

«Если перевести в чистый алкоголь, то мы видим, что в целом пить стали меньше, а значит, политика временных ограничений оказалась вполне оправданной. Правда, потребление водки у основной части населения осталось прежним, а сократилось только у безработных. Зато сильно сократилось потребление самогона. И тут интересно, почему. Вероятно, оттого, что мера больше всего бьет по магазинам «24 часа», которые продавали самогон нелегально, но теперь закрылись. Хотя, может быть, причины были и иными».


online812.ru
 

08.12.2014