Суббота, 20 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей



Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ




 
Как продавцы пива приспосабливаются к новому законодательству?

Почему пиво не уходит из киосков и как наглые торговцы приспосабливаются к новым реалиям законодательства

Магазинов разливного пива в Новосибирске сейчас множество. Даже мэтр российского телевидения Владимир Соловьев обратил на это внимание, Новосибирск — чемпион по количеству пивных точек. Большинство из них предлагает довольно стандартный выбор пенного напитка и закусок к нему. Разве что наличие так называемых элитных сортов пива может отличать ассортимент магазинов посолидней от небольших «пивнушек». Хотя, безусловно, отличает их зачастую и подход к делу.

Руководство к действию или ширма?

В условиях ужесточения законодательства, которое регулирует торговлю алкоголем, кто-то старается придерживаться правил, а кто-то напротив, ищет способы их обойти, лишь бы не потерять в деньгах. Все понимают, что законы принимаются не на пустом месте. Во-первых, они определяют современные санитарные нормы хранения и торговли — даже им следовать могут далеко не все. Во-вторых, это меры по сдерживанию доступности алкоголя и, как следствие, проблем, связанных с его употреблением.

Широкий резонанс в свое время получил запрет торговать алкоголем, включая пиво, через ларьки и киоски. Но насколько соблюдаются эти нормы? На более оживленных, центральных улицах, как отмечают правоохранители, действительно, не продают, или такие случаи единичны. Однако стоит свернуть с главных магистралей города на улицы поспокойней, и найти в ларьках пиво труда не составит. Мы, в качестве доказательства тому, заехали на улицу Бориса Богаткова. В первом же киоске, куда мы обратились, нам предложили на выбор несколько наименований пива. Будь мы подростками, нам бы, скорее всего, предложили то же самое, а не показать паспорт.

По словам местных жителей, купить пиво здесь не проблема и в ночное время — киоски штрафов не очень-то опасаются, а «своим» так и вовсе продают легко.

— По ночам на улице орут, дерутся, — говорит Валентина Михайловна, жительница одного из домов на Богаткова. — Лавочки под окнами, так на них и сидят. Малолетки, мужики взрослые, даже женские голоса не редкость. Напьются и то поют, то разборки устраивают — уснуть невозможно. Не знаю уж, пиво они там пьют, или что.

Такие жалобы не редкость, несмотря на значительное ужесточение условий торговли алкоголем. Участковые и активисты общественной организации «Трезвый город» не раз проводили рейды, по статистике таких мероприятий в каждом третьем киоске торгуют, что называется, из-под полы. Фонд защиты прав потребителей «Гражданский патруль» на своей странице одной из соцсетей сообщает, что даже в киоске «Мороженное» были обнаружены два холодильника с алкоголем. Что уж говорить о стандартных ларьках. Прав был классик, когда говорил о компенсации суровости российских законов необязательностью их исполнения.

Как квасят под вывеской «Квас», и какие «рыбоделовы» водятся в мутной воде


Но вернемся на Богаткова. Киоски киосками, но немало здесь и специализированных торговых точек. При этом пивные магазины здесь разные, есть и устроенные по всем правилам, а есть и те, которые, на наш взгляд, новому законодательству отвечают не вполне. Ведь с 1 января этого года торговать алкогольной продукцией запрещено не только в ларьках и киосках, но даже в павильонах. Согласно закону продавать спиртосодержащую продукцию можно только через стационарные объекты торговли, площадь таких объектов должна составлять минимум 50 кв. м и больше в условиях города и 25 кв. м в сельской местности. Правда, ограничения по площади к пиву пока что не относятся, но вот то, что объект должен быть стационарным, капитальным — факт.

Оформить павильон как капитальное строение, может быть и можно, если к нему подведены коммуникации, фундамент соответствует требованиям и так далее. Но даже если это реально, даже если суд в конце концов одобрит притязания владельца, волокита предстоит долгая. Кому надо возиться? Поэтому на многих павильонах вы не увидите надписи «магазин». Иногда пишут просто «Квас» — кому надо, тот поймет, что помимо кваса сможет найти там и покрепче. Обойти закон зачастую проще, чем ему следовать.

Под надписью «Квас» скрываются обычно небольшие павильоны. Магазины посерьезней можно оформить как «закусочную». Этим охотно пользуются крупные сети, такие как «Пивная лавка». Понятие закусочной весьма размытое, а продавать алкогольную продукцию там разрешено без каких-либо ограничений. Вот только едва ли буква закона подразумевает торговлю «на вынос». Одно дело перекусить гамбургером и выпить за столиком кружку, совсем другое — свободно отпускать пиво в четырехлитровых бутылках, как в той же «Пивной лавке». Для этого действительно требуется холодильная камера с особым покрытием стен, вентиляционные условия, обученный персонал, который будет следить за чистотой помещения и оборудования. Ведь пиво, как бы то ни было, продукт питания.

На Бориса Богаткова есть и такая закусочная. Судя по названию «Рыбоделов», упор там делают исключительно на рыбную продукцию. Впрочем, жители окрестных домов помнят, что здесь висела вывеска «Пивная лавка», пока закон позволял называться этому строению магазином. После ряда жалоб на эту «пивнушку» и вступления в силу новых правил торговли алкоголем, владельцы, дабы не терять прибыль, «спрятали» магазин под личиной закусочной «Рыбоделов». Теперь по адресу Бориса Богаткова, 208, корпус 1 значится и закусочная, и магазин под разными названиями.

Заходим. Два-три покупателя, рассчитываются, по очереди берут пузатые пластиковые бутылки, выходят. Никто не сидит, не закусывает. Да и где тут присядешь? Два небольших стульчика возле импровизированного столика-подоконника шириной сантиметров в пятнадцать. Вот и весь «закусочный» интерьер «Рыбоделова». Это при том, что по санитарным нормам площадь одного посадочного места должна быть не менее 1,8 метра.

На стене неприметное меню закусочной в шесть-семь позиций: бутерброд с колбасой, хот-дог «Студенческий» и т. д. Напротив — меню пивное, куда обширнее. Есть и туалет, здесь же, в шаге от прилавка. Наличие санузла в закусочной требует закон, но ограниченная площадь «Рыбоделова» не позволяет унести его подальше от собственно закусок. Хотя во время нашего визита на двери клозета все равно висела табличка «Не работает». Функционировал ли он вообще когда-нибудь? Неизвестно. Пока что такая маскировка под заведение общественного питания позволяет «Пивной лавке» иметь прибыль. Как ей удалось получить необходимые документы?

Догоняем только что вышедшего покупателя.

— Пиво люблю, — признается Николай, — здесь покупаю только то, что подешевле. Дорогое, импортное, наверняка здесь будет просроченное, товар-то неходовой, за таким лучше идти в другое место, посолидней. Закуску, если и беру, только простенькую. Если хочется настоящей рыбки, лучше пройтись вон тридцать метров до специализированного магазина. Тут же, несмотря на название, рыба частенько не самая свежая. Чтобы здесь сидеть? Нет, никогда бы не стал. Даже столика не замечал, надо будет посмотреть.

И что это за рыбная закусочная такая? — Невольно возникает вопрос.

Отзывы о «Рыбоделове» (читай «Пивной лавке») на популярном портале Flamp соответствующие: «Добрый день! Не редко покупали пиво в этом магазине всегда все устраивало, — пишет Дарья (пунктуация и орфография автора сохранена). Но вот вчера решили взять свое любимое и ужасно разочаровались!!! Взяли два литра, на вкус сразу заметили что что то не то, какое то с кислинкой, да и газированное подозрительно сильно, но мы решили показалось))) В итоге с двух стаканов стало так плохо!!!! Тошнит, мутит, тянет все мышцы — причем у обоих симптомы одинаковые!!!!! Ужасное самочувствие !!».

Кто знает, виноват ли тут производитель, или условия, в которых пенный напиток отпускается, но этот пример не единственный: как на самой «пивной» улице, так и по городу торговля пивом из павильонов уходить не собирается. Да и условия торговли вряд ли будут совершенствоваться. Тот же Flamp пестрит жалобами на павильоны: отравили, обвесили, обсчитали. Даже на собственном сайте «Пивной лавки» жалоб на хамство продавцов и низкое качество продукции с избытком.

Примерно такая же картина в закусочной на улице Космическая, 21, корпус 1, где нам также довелось побывать. Такой же павильон, только заниматься сменой вывески не стали — дело хлопотное. Просто сняли первое слово. Теперь это закусочная «лавка» — именно так, с маленькой буквы. Ведь все по закону, пусть и формально. И ничего, что строение не капитальное, а алкоголь при этом «на вынос». Там тоже есть столик-деревяшка, правда, ни одной табуретки, в отличие от «Рыбоделова» на Богаткова, мы не увидели. Вместо хоть какой-нибудь очереди — один покупатель крайне непрезентабельного вида. Закусывать внутри он, впрочем, тоже не стал, забрал заветную «баклашку» и восвояси. Мы задерживаться тоже не стали — продавцы уставились взглядами вышибал, когда поняли, что мы ничего у них не купим.

На улице Рельсовая, 5/2 также стоит закусочная все той же «Пивной лавки». Прямо напротив Похоронного дома «ИМИ». Соседство, конечно, едва ли можно назвать удачным, все-таки скорбящие родственники вовсе не хотели бы слышать хохот выходящих покупателей «закусочной», но вот ее владельцев, видимо, ничего не смущает. Нередко «Пивная лавка», что называется, «пристраивается» к капитальным строениям, как например на Доватора, 31а или на остановке «Золотая Нива» — все та же улица Богаткова. Делает ли это павильоны стационарными объектами? Едва ли.

Закон, как алкоголь; если приняли — должен подействовать


От кого зависит соблюдение принятых законов? Естественно, от власти, но готова ли она осуществлять жесткие контрольные функции? По всей видимости, нет. Но хотя бы стремиться-то к этому нужно.

— Отношение к этой проблеме может быть двояким, — говорит депутат горсовета Игорь Салов, — либо не нужно было вводить подобные ограничения, либо, если уж ввели, необходимо четко их исполнять. Все объекты временной торговли, к которым относятся павильоны, занимающиеся реализацией алкогольной продукции, нам известны, но на наши обращения мэрия реагирует слабо. В то же время, после введения ограничительных норм по продаже спиртного, появилось огромное количество нарушителей, а многие стараются закон обойти всеми правдами и неправдами. Понятно, что в первую очередь запреты коснулись нестационарных торговых объектов. Если говорить об их модернизации из временного объекта в стационар, я лично не исключаю такой возможности, пусть переделывают. Но опять же, уже имеется предложение мэрии об исключении такой модернизации, вскоре мы будем эти предложения рассматривать. Возможно, в итоге придем к тому, что торговля алкоголем, именно торговля на вынос, подчеркиваю, в таких заведениях, как все эти закусочные, будет вне закона.

Если говорить в общем, раз уж закон имеет место быть, он должен быть обязателен к исполнению. За этим должны следить правоохранительные органы, органы местного самоуправления. Но пока что нарушений более чем достаточно.

Да, возможности обойти закон найдутся всегда. Есть и такие сети, которые оформляют себя как трактиры, или бары в капитальных строениях — столиков там побольше, цены низкие, контингент соответствующий. Но большая часть пенного напитка все равно реализуется «на вынос». Это уже на проспекте Дзержинского, например. Граждане, что за столиками, после трапезы еще и с собой возьмут. А торговать здесь можно и до 23.00. Рядом более чем приличный магазин, но так называемый трактир привлекает свой круг покупателей. А покупатель у нас специфический. Многие, вместо того чтобы посидеть за кружкой пива в приличном месте, прут в неприличное, чтобы выпить подешевле и побольше. И единственный знак качества в этом случае — лишь бы посильнее вставило. Сказывается и отсутствие традиций, какие в других странах складывались веками. Так что же, нам целый век ждать, когда выпивохи перевоспитаются?

Тут, как говорится, пора и власть употребить, причем по полной программе. Не стенать о пивной и прочей алкоголизации населения, а четко и конкретно отслеживать соблюдение законодательства с суровым и неотвратимым наказанием за его нарушения. Может быть, тогда существительное «пиво» перестанет так охотно рифмоваться с определением «криво».


МК-Новосибирск
 

03.12.2014