Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Путь грузинской лозы

Об отношении грузин к лозе наглядно показано в картине «Отец солдата», единственном грузинском фильме, завоевавшем награду Каннского кинофестиваля: во время войны герой фильма не дает советскому солдату уничтожить виноградник на немецкой земле. Если проследить путь и историю виноградной лозы, то в ней отображается история и самой Грузии — с взлетами и падениями, победами и поражениями…

Уроки эмбарго


В Тбилиси доставлен изготовленный для «Саперави» эксклюзивный бокал австрийской компании Riedel — ведущей в мире по производству винных бокалов. Появление этого винного бокала в производстве Георга Ридела в Тбилиси считают важным событием в истории грузинского вина, что подчеркивает избранность «Саперави».

Это событие отразит в своем новом фильме режиссер Нана Джорджадзе, с ней мы случайно повстречались на винном заводе. «Фильм об истории грузинского вина, съемки которого проходят также в Германии, Англии и во Франции. Грузия — колыбель виноделия. Достаточно напомнить, что в Национальном музее хранится специальная посуда, которая использовалась для хранения вина, датированная VIII тысячелетием до н.э. Для нас имеет особое значение то, что в IV веке н.э. Святая Нино крестила грузин Святым крестом из виноградной лозы: крест был сделан из стеблей винограда, связанных ее волосами.

Здесь древнейшая в мире винная культура. Вино сформировало грузинский характер», — говорит Нана Джорджадзе и с сожалением отмечает, что по разным причинам в истории виноделия выпал большой период. Уничтожена была традиция фамильного виноделия. А традиция эта налагала ответственность, не терпела фальсификации, ведь вино было гордостью семейства.

Итак, с завершением в октябре ртвели (сбор винограда) на всех уровнях заявлено, что отрасль виноделия в Грузии выходит на принципиально новый качественный уровень. В целом от сбора винограда в Кахети 34 тысячи виноградарей получили 155 миллионов лари. Урожай составил 135 тысяч тонн, что, по словам министра сельского хозяйства Отара Данелия, беспрецедентно. А возникшие сложности, например, в одном из сел Кахети, он связал с проблемой коммуникации, а не с проблемой реализации винограда.

Вино — стратегический продукт для страны. В Министерстве сельского хозяйства Грузии заверили, что на всех этапах проводится жесткий и тщательный контроль — как на производствах, так и на уровне потребительского рынка, общепита. Запрещено разбавление водой, сахаром, синтетическими добавками, недопустимо продавать вина, изготовленные из редких сортов винограда, например, таких как «Вакирула», «Изабелла». Изготовлять их для домашнего пользования можно, но только не для реализации.

Отрасль, оказавшаяся заложником политических баталий, получила удар — семилетнее эмбарго на рынок РФ. С прошлого года, после того как грузинское вино прошло все процедуры контроля качества, дорога для него в Россию вновь открыта.

Напомним, что весной 2006 года Роспотребнадзор обнаружил в образцах изъятого из розничной торговли грузинского вина пестициды, запрещенные еще в 1970-х годах. Как получилось, что компании и их продукция, которая удостаивалась наград на престижных международных фестивалях и конкурсах, в том числе и на российских, вдруг оказалась под запретом? О том, что работать над улучшением качества было необходимо, в свое время говорили и сами виноделы, но эмбарго на ввоз в Россию вина из Грузии, в принципе, как и из Молдовы, связывают с политическими мотивами.

История виноградной лозы и виноделия в Грузии стала развиваться подобно любимой Генри Киссинджером испанской пословице: «Путник, дорог не существует — дороги творит идущий».

Наверное, больше всех пострадали крестьяне, параллельно ощутившие удары и от природных катастроф. Правительство из года в год не могло помочь в реализации всего урожая. Субсидии на приобретение винограда у населения были недостаточны, и, по мнению ряда политиков, сфера сельского хозяйства не была приоритетным направлением. В результате некоторым пришлось вырубить виноградники, и огромные плодородные площади засаживали другими культурами.

Гендиректор компании «Тбилвино» Зураб Маргвелашвили выделяет несколько трудных периодов в своей компании: «С вводом эмбарго, компания потеряла 50 процентов доходов. К этому добавился кризис на Украине в конце 2008 года, инфляция гривны и плюс всемирный финансовый кризис. Однако после проделанной работы, сегодня мы — ведущий экспортер грузинского вина, поставляем продукцию в 30 стран, а до эмбарго было 14 стран. Объем экспорта увеличился втрое — с 1,3 миллиона бутылок до 5-миллионной цифры в этом году. В начале нашей деятельности трудности были связаны и с переходным периодом — от советского планированного производства на рыночные рельсы, шел процесс модернизации и реструктуризации производства, что заняло пару лет для того, чтобы заново начать функционировать. В советское время производили марочное вино, которое и поставлялось в республики СССР».

Имея опыт, Маргвелашвили отмечает, что нельзя зацикливаться на одном конкретном рынке. У любого рынка после больших продаж могут рано или поздно быть спады. Главное — производить конкурентное вино, улучшать качество, которое будет успешно продаваться в Грузии, и увеличивать экспорт.

Как сообщили в Национальном агентстве вина, с 2006 по 2014 год экспорт осуществляли 242 винные компании, а в этом году — 110. Хотя данные периодически меняются. Объем поставляемой в Россию продукции до эмбарго, в 2005 году, составлял более 52 миллионов бутылок, а с января по сентябрь 2014 года экспортировано до 28 миллионов. На остальные страны (кроме России) до эмбарго приходилось 5 миллионов бутылок винного экспорта, а в 2014 году — более 15 миллионов. В целом экспорт вина набирает обороты: за 9 месяцев 2014 года экспортировано 43 миллиона бутылок.

Зураб Маргвелашвили подчеркивает и тот факт, что компания «Тбилвино» только в 2014 году завоевала 19 медалей на самых престижных премиальных конкурсах. Завод компании, основанный в 1962 году, прошел все сложности и на сегодня — один из ведущих в стране.

Директор другой винной компании — «Кахетинское традиционное виноделие» Зураб Чхаидзе рассказывает, что с эмбарго связаны тяжелые для предприятия времена. Для реанимации производства потребовалось больше года.

— Прошло время, и смело можно сказать, что на других рынках продукции «КТВ» было очень комфортно. Осуществив большую работу, еще до открытия российского рынка, компания стала одним из лидеров-производителей вин и коньяков. После 2008 года мы стали лидером импорта коньяка в Украине — в 2012 году заняли 34 процента от общего импорта алкогольных напитков, а уже в 2013 году — 47 процентов. Оперируем и в других странах. В прошлом году открыли завод розлива, технически оснащенный итальянской компанией. Теперь у нас самая современная техника. А недавно, после 7 месяцев проверки, получили сертификат немецкой компании «Ассоль», что гарантирует контроль на каждом шагу, — говорит Зураб Чхаидзе.

Параллельно в регионах Грузии открываются новые заводы. Так, например, с ноября «КТВ» планирует прорыв в виноделии Аджарии, где винная культура была утеряна и сейчас возрождается. А в Сагурамо заложен питомник, где будут выращивать новые сорта винограда.
Сотрудничество или соперничество?
В бизнесе, как и в других сферах, надежность один из определяющих факторов.

Тбилиси максимально демонстрирует готовность урегулировать отношения с соседней Россией. Когда после подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом прошла информация о намерении России приостановить действие заключенного в 1994 году Соглашения о свободной торговле, грузинские бизнесмены отмечали, что они не делают выбор в пользу конкретных стран или организаций, и надеются на конструктивное сотрудничество со всеми сторонами.

— Что касается опасений России относительно имплементации договора с ЕС, то лично я считаю, что он не направлен против третьей страны, или самой РФ. Напротив, соглашение пойдет на пользу и российским компаниям, работающим в нашей стране. Ведь здесь представлены экономические интересы и России, к тому же учредители многих компаний — граждане РФ. И если грузинская продукция будут успешно продаваться на рынке ЕС, то от этого выиграют все, в том числе и Россия, которая граничит со странами ЕС. Мы пока не ломимся с товарами на европейский рынок. Чтобы выйти на высокий уровень, необходимо провести маркетинговые исследования, упорядочить логистику и учитывать другие факторы… Во-первых, пока нужно время для создания новых предприятий, а во-вторых, мы и так продавали свою продукцию в ЕС, — говорит Зураб Чхаидзе.

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что Грузия получила свободный доступ без тарифов и квот на самый большой, стабильный и отличающийся высокой покупательной способностью рынок, его необходимо хорошо изучить и применять евростандарты. В основном они касаются качества, фитосанитарной безопасности продукции и требований к ее упаковке.

— Для добросовестных производителей нет никаких преград, — говорит сотрудник Министерства сельского хозяйства Каха Сохадзе. — Наши компании смело можно поставить в один ряд с производителями из Франции, Италии, Испании. Уже есть предложения экспортировать продукты животного происхождения — мед и анчоус, содержащие минимум риска. Примерно года через два грузинская продукция сможет занять достойное место на европейских прилавках. Наша лаборатория отвечает международным стандартам так же, как и несколько частных лабораторий, активно работающих в этом направлении.

Какой будет дальнейшая судьба виноградной лозы в Грузии? Бизнесмены настроены оптимистично. Глава «Тбилвино» Зураб Маргвелашвили считает: «Истина в том, что вино в Грузии производят на протяжении многих веков. Второе, это — страна, где на небольшой территории возделывают до 500 сортов винограда. К сожалению, не из всех производится вино, но уже начинают возрождать старые сорта. Я не знаю другой страны, где столько уникальных сортов. И третье, у нас есть традиции изготовления и хранения вина в специальных сосудах, в квеври, что сохраняет свое значение и актуальность».
 
Hvino News
17.10.2014