Пятница, 19 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Бизнес по-честному: Прозрачные правила игры привлекут инвестиции в Крым

Уже почти полгода прошло с момента подписания соглашения о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав РФ. Какие последствия для российской экономики последуют от появления в составе Федерации двух новых субъектов, "РГ" рассказал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Борис Юрьевич, назовите основные минусы и плюсы для российской экономики от вхождения Крыма в состав России.

Борис Титов:
Встраивание Крыма в российскую экономику - длительный и сложный процесс. Экономика Крыма не подарок. Местный бюджет дефицитный. Четверть населения Крыма - пенсионеры, а значит, возрастет нагрузка на наш Пенсионный фонд. Есть риски в инфраструктуре, электроэнергетике и водоснабжении. Все эти проблемы надо решать, зачастую решать неотложно. Но одновременно с этим открываются и гигантские возможности. Большой плюс в том, что ясны и понятны основные направления инвестиций: туризм, порты, сельское хозяйство, виноградарство и виноделие, судостроение.

В нашем докладе президенту России отдельная глава посвящена проблемам и рискам экономики Крыма. Наш посыл в том, что в ближайшие годы Крым и Севастополь могут стать лидерами по темпам роста среди российских регионов. Более того, при определенных усилиях именно с Крыма может начаться новый виток роста всей российской экономики.

Сейчас многие любят подсчитывать затраты на новые субъекты со стороны федерального бюджета. Они действительно велики. Реально ли сделать Республику Крым и город Севастополь регионами-донорами?

Борис Титов:
Да, затраты существенные, но иначе и быть не могло. За время пребывания в составе Украины регион сильно запущен. Вообще складывается впечатление, что украинская власть относилась к Крыму как к "неродному". Иначе сложно понять, как можно было довести такой благодатный край до столь плачевного состояния. Качество инфраструктуры, особенно дорожного покрытия, оставляет желать лучшего, что связано с финансовой политикой киевских властей. Они возвращали в регион очень мало денег по сравнению с тем, сколько их уходило в украинский бюджет. Поэтому вложения в Крым нужны как воздух: полуострову остро необходима современная инфраструктура.

Однако при условии ее создания я не вижу ни одной причины, чтобы новые регионы были неуспешными в экономическом плане. За Крым множество факторов: уникальное географическое и климатическое положение, возможность модернизировать и развить свое производство - от сельского хозяйства до высокотехнологичных отраслей, и, конечно, оптимистичные люди, которые однозначно настроены на успех. Никто из крымчан не собирается сесть на шею российского бюджета, этого нет и в помине. Напротив, все думают о развитии, об экономическом успехе и всерьез планируют выводить экономику регионов в плюс в ближайшей перспективе.

Мы привыкли жаловаться на российскую коррупцию и бюрократию, но на Украине оба этих негативных явления имели более яркую окраску. Ни один вопрос нельзя было решить без подключения "мотивированных" чиновников. Все бизнес-процессы протекали мутно и непрозрачно.

По официальной украинской статистике, в тени находится 30 процентов крымской экономики, но по нашим наблюдениям (мы проводили ряд опросов среди предпринимателей) эту цифру можно умножать минимум на два. Так, суммы откатов за получение сельхозсубсидий доходили до 30 процентов. Задолженность украинского правительства по сельхозсубсидиям колоссальная: деньги не переводились в течение двух-трех лет. Почти две трети туристического сектора находилось в тени. Вообще на Украине с собственностью творились чудеса, и рейдерские атаки - это повседневная проблема крымских предпринимателей. Поэтому для крымских предпринимателей воссоединение с Россией - это появление прозрачных правил игры, резкое снижение коррупции и обеление бизнеса.

После возвращения Крыма в Россию площади российских виноградников выросли более чем в полтора раза, со 100 до 160 тысяч гектаров. Увеличилось ли количество компаний - производителей вина?

Борис Титов:
Российское винодельческое сообщество выросло количественно и качественно. И нужно отметить, что именно этот рост стал определяющим для многих значимых прорывных решений в сфере виноделия: передача контроля над производством вина минсельхозу, начало работы над законом "О вине".

Крым в перспективе может обеспечить импортозамещение поставок виноматериала в Россию. Сейчас у нас в стране заводы вторичного виноделия встречаются даже за Уралом. Все они считают свою продукцию российской, хотя по факту разливают иностранный виноматериал. Поэтому поставками виноматериала Крым может заниматься успешно и обеспечивать потребности большинства этих заводов.

В Крыму планируется развить и IT-индустрию?

Борис Титов:
После присоединения Крыма многие сибирские IT-компании стали проявлять свой интерес к открытию там своих представительств. Поэтому если в Крыму будет создана благоприятная социальная инфраструктура, то многие IT-компании, как не привязанные к средствам производства, могут перенести туда свои офисы.

Что касается стратегии развития Севастополя...

Борис Титов:
Судостроение и приборостроение - две отрасли, тесно завязанные на военный заказ России, но в перспективе, учитывая создание в Крыму федерального университета, они способны создать предпосылки появления довольно крупных компаний в этих отраслях, разработки и внедрения прорывных технологий не только в военной, но и в гражданской сфере.
 
Российская газета
04.09.2014