Среда, 24 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Из тени в свет

Что выиграл и что потерял бизнес Крыма от смены юрисдикции с украинской на российскую?

Борис Титов, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: Только приобрел. Мы провели множество встреч с местным предпринимательским сообществом, и могу сказать, что для местного бизнеса факт наличия в России гораздо более стабильного и благоприятного бизнес-климата, чем в Украине, перевешивает любые возникшие после воссоединения проблемы.

Находясь в украинской юрисдикции, крымские бизнесмены гораздо чаще, нежели российские, сталкивались с необоснованным уголовным преследованием, давлением в виде жестких проверок и длительных согласований. Мы привыкли жаловаться на российскую коррупцию и бюрократию, но и то, и то в Украине было на порядок более жестким. Ни один вопрос нельзя было решить без подключения "мотивированных" чиновников. Все бизнес-процессы протекали мутно и непрозрачно. По официальной украинской статистике, в тени находится 30% крымской экономики, но по нашим наблюдениям (мы проводили ряд опросов среди предпринимателей) эту цифру можно умножать минимум на два. Так, суммы откатов за получение сельхозсубсидий доходили до 30%. Задолженность украинского правительства по сельхозсубсидиям колоссальная, деньги не переводились в течение двух-трех лет. Почти две трети туристического сектора находилось в тени. Вообще на Украине с собственностью творились чудеса, и рейдерские атаки - это повседневная проблема крымских предпринимателей.

Поэтому для крымских предпринимателей воссоединение с Россией - это прежде всего появление прозрачных правил игры, резкое снижение коррупции и обеление бизнеса. Но не забудем и о том, что Россия в отличие от Украины собирается серьезно развивать местную инфраструктуру и это тоже высоко оценивается местным бизнес-сообществом.

- И в Республике Крым, и в Севастополе уже появились региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей. К ним уже начали поступать обращения?

Титов: Да, оба уполномоченных уже приступили к работе. Это уполномоченный по Республике Крым местный бизнесмен Алексей Гринцевич и уполномоченный по г. Севастополю, член Генерального совета "Деловой России" Денис Молотков. Без дела они не сидят.

Работа началась буквально сразу же после их назначения, и обращения к ним поступают в достаточно большом количестве, так как процесс смены юрисдикции для компаний - это всегда определенные трудности.

- Какие наиболее острые проблемы стоят перед крымским бизнесом?

Титов: Прежде всего это перерегистрация компаний, ведь в Украине даже формы регистрации юридических лиц были отличными от России. К примеру, там нет индивидуальных предпринимателей, но существует форма "частное предприятие". Не менее остро стоит вопрос с переоформлением имущественных отношений по российским правилам. Это не простой процесс, надеемся, что накопленный опыт кадастрирования в России позволит быстрее решить эту проблему в Крыму.

Есть большие вопросы с техническими, санитарными, строительными регламентами. Все это регулирование в России отличается от Украины, причем оно гораздо более жесткое. И если сейчас провести перерегистрацию по нашим правилам, то большинство местных предприятий закроется. Поэтому для них установили переходный период.

Радует, что наши министерства и ведомства в случае с Крымом действуют очень оперативно. Так, когда в порту "Кавказ" стали скапливаться грузы из Крыма, так как таможня стала требовать регистрацию, то проблема была решена за день.

Связи с так называемой материковой Украиной ухудшаются, а ведь именно там были основные рынки сбыта и основные поставщики. А пока крымские предприятия не получили российских регистраций, сертификатов и регламентов, они не могут заключать с российскими фирмами договора на поставки товаров ни в Крым, ни из Крыма.

Из 6 миллионов отдыхающих в Крыму в среднем за сезон большая часть отдыхала в мини-отелях и частном секторе, до 80% которых было в тени и которым сложно будет следовать российским правилам. А закрытие их приведет к росту безработицы. Помочь решить эту проблему может Особая экономическая зона с более либеральными правилами регулирования туристической сферы. В целом для инвесторов и частных компаний переходный период будет не- простым, но уверен, что бизнес быстро адаптируется к этой ситуации.

- Недавно в Крыму Агентство стратегического развития Севастополя презентовало стратегию развития города до 2030 года. Расскажите о ней. Насколько она перспективна и реализуема?

Титов: Эту программу разработала команда, которую собрал в АСР Севастополя его экс-мэр Алексей Чалый. Он сам успешный бизнесмен, и его подход к составлению стратегии был очень взвешен и реалистичен.

Сама стратегия предполагает развитие пяти перспективных для Севастополя направлений экономики - судостроения, приборостроения, IT-сектора, элитного виноградарства и виноделия, военно-патриотического туризма.

С последним пунктом все понятно. Ведь именно с Крымом, с Севастополем, связана масса исторических событий, священных для каждого россиянина как в Великую Отечественную, так и в Крымскую войны. Каждый его камень дышит русской историей, и при наличии энтузиастов своего дела, а такие люди, я думаю, найдутся, военно-патриотический туризм, конечно, станет заметной экономической составляющей Севастополя. Виноделие и IT тоже простые и ясные сферы.

- Виноделие, я так понимаю, отдельная тема и для Крыма, и для вас. Хотелось бы, чтобы вы подробнее рассказали о перспективах крымского виноделия...

Титов: Перспективы самые радужные. Исторически наравне с Кубанью это один из центров российского виноделия. Это такие всемирно известные марки, как "Новый свет", "Массандра", "Инкерман", "Магарач". В Крыму уникальные терруары, которые позволяют выращивать качественный виноград и делать из него вина высшей категории.

После возвращения Крыма в Россию площади российских виноградников выросли более чем в полтора раза со 100 до 160 тыс. га. Увеличилось и количество производителей вина. Российское винодельческое сообщество выросло и количественно, и качественно. И именно этот рост стал определяющим для многих значимых прорывных решений в сфере виноделия: передача контроля над производством вина минсельхозу, начало работы над законом "О вине".

Разрабатывая программу развития виноделия и виноградарства Крыма, мы пришли к выводу, что Крым в перспективе может обеспечить импортозамещение поставок виноматериала в Россию. Сейчас у нас в стране заводы вторичного виноделия встречаются даже за Уралом. Все они числят свою продукцию российской, хотя по факту разливают иностранный виноматериал. Вот поставками этого виноматериала Крым может очень успешно заняться и обеспечить потребности большинства этих заводов.

Мы разрабатываем проект создания большой госкорпорации, которая бы выпускала виноматериалы. На ее базе также можно создать машинно-технический парк по обработке виноградников, логистические центры, через которые можно было бы отправлять товар в другие регионы.

- Насколько большим стимулом для инвестиций является создание в Крыму Особой экономической зоны?

Титов: Важную роль играет и особый налоговый порядок, и упрощение ряда процедур. Создание ОЭЗ в Крыму, несомненно, будет серьезным стимулом для вложений в полуостров. Но у Крымской ОЭЗ есть другая, не менее важная функция - опробовать новые управленческие решения, которые снизят бизнесу издержки и риски. Те решения, которые многие годы не получается реализовать в России. Крым - идеальная площадка, компактная, с очерченными границами, прекрасным климатом и, что важно, без нефти. И она идеальна для того, чтобы пойти на риски, уйти от догм наших монетаристов, реализовать экономическую программу, направленную на развитие, а не на стабилизацию.

 
Российская газета
02.09.2014