Четверг, 28 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
В Якутске коммерческое предприятие через суд добилось отмены крупного штрафа за реализацию алкоголя "в неурочное время"

В Якутске коммерческое предприятие через суд добилось отмены крупного штрафа за реализацию алкоголя "в неурочное время", доказав, что местная власть применила строгости в нарушение федерального законодательства.

Ограничения продажи спиртного были введены на всей территории Якутии указом главы региона Егора Борисова в сентябре 2010 года. Документ отвел на торговлю горячительными напитками шесть часов в сутки - с двух дня до восьми вечера. Все остальное время продавцы, чтобы не искушать покупателей, занавешивали винные витрины шторками. Нарушителей новых правил торговли отлавливали и штрафовали.

Правда, вскоре республиканская прокуратура обнаружила, что власть региона превысила свои полномочия, распространив запрет на все, что имеет градус, в то время как федеральный закон делал в то время исключение для слабоалкогольных напитков. Прокуроры подали соответствующий иск. Верховный суд Якутии с их доводами согласился и признал этот пункт указа противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В марте 2013 года глава республики привел документ "в соответствие". И все пошло по накатанной: занавешенные витрины, объявления "После 20.00 спиртное не продаем", рейды полиции и общественности, штрафы за нарушение этого правила.

16 октября 2013-го проверяющие поймали за руку сотрудницу магазина "Эдельвейс", которая продала покупательнице бутылку вина после девяти часов вечера. Наказать владельца торговой точки (юридическое лицо) решили так, чтобы отбить охоту реализовывать спиртное в неурочное время у всех. Министр сельского хозяйства и продовольственной политики республики Иван Слепцов, уполномоченный рассматривать подобные правонарушения, выписал штраф в 800 тысяч рублей.

Однако предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием аннулировать взыскание. И добилось своего. Несколько дней назад, пройдя многие инстанции, отменяющее штраф решение суда вступило в законную силу.

Арбитраж пришел к выводу, что даже "приведенный в соответствие" указ главы региона незаконен. Судьи отметили: "Соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. Следовательно, установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции указом президента Республики Саха (Якутия), то есть подзаконным нормативным правовым актом, противоречит положениям федерального законодательства".

Сколько продавцов и предпринимателей были наказаны за нарушение незаконного указа, сказать сложно, но речь идет о многих десятках случаев. Борьба велась активно, информация от полицейских о выявлении очередных нарушителей появлялась в оперативных сводках каждую неделю.

Любопытно, что прокуратура на это никак не реагировала. Наоборот, настраивала исполнителей на более активную борьбу.

- А что, собственно, произошло? - удивляется заместитель прокурора республики Анатолий Щербаков. - Жалоб от продавцов и владельцев магазинов по поводу проверок и взысканий не поступало. А полиция составляла протоколы не по указу главы региона, а на основании КоАП РФ.

Однако прокурор лукавит. 25 сентября прошлого года в региональном минсельхозе прошло координационное совещание, на котором выступил и Анатолий Щербаков. Пресс-служба министерства по этому поводу сообщила: "На совещании был рассмотрен вопрос по применению части 2 ст. 2.5 КоАП РС(Я) о нарушении времени продажи алкоголя. Заместитель прокурора Анатолий Щербаков отметил недостаточно эффективное сотрудничество министерства внутренних дел с аграрным ведомством в части предоставления информации по выявленным МВД правонарушениям".

Да и в сообщениях пресс-службы МВД Якутии отмечалось, что составлен очередной протокол о торговле спиртным "после 20-00", хотя федеральный закон ограничивает время продажи одиннадцатью часами вечера. То есть и ловили, и наказывали на основе регионального акта.

Есть правило: незнание закона не освобождает от ответственности. Но вот якутским торговцам в течение длительного времени пришлось по всей строгости отвечать по нормам несуществующего закона.

- Борьба с алкоголизмом на государственном уровне, безусловно, имеет благие намерения. С этим, думаю, сложно не согласиться. Однако способы и методы ее ведения должны быть законными, лишь тогда они будут эффективными, - отмечает адвокат Евгений Вишняков, представлявший в Арбитражном суде интересы владельца магазина "Эдельвейс".

О том, что введение ограничений указом главы региона нарушает федеральное законодательство, местные власти и тем более прокуратура не могли не знать. Еще в 2012 году Верховный суд России рассмотрел аналогичную ситуацию в Липецкой области и дал четкое разъяснение: подобные меры можно вводить только региональным законом.

Такой акт в Якутии пытались принять давно. Однако стараниями наиболее радикальных борцов с алкоголизмом это вылилось в разработку осмеянного впоследствии законопроекта "О трезвости", предполагавшего полный запрет на спиртное на всей территории региона.

Между тем


Только в конце прошлого года парламент Якутии принял соответствующий всем требованиям документ, нормы которого вступили в силу с 1 января 2014-го. Лишь с этого момента антиалкогольная политика в республике обрела неоспоримую нормативную базу.
 
Российская газета
14.08.2014