Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Без акциза. Водочная политика государства провалилась

Пьющая общественность России с чувством глубокого неудовольствия отмечает, что политика российского государства в отношении регулирования рынка крепких алкогольных напитков с треском провалилась.

Напомним, в предощущении глубокого внутреннего экономического кризиса российское правительство пошло по проторенному еще в советское время пути: повышении цен на крепкий алкоголь. Однако, в отличие от советского периода, государство не является монополистом на рынке алкоголя; более того, почти весь этот рынок принадлежит частным лицам и компаниям.

Государство может влиять исключительно на акцизы и лицензирование - опосредованный налог на производство и продажу алкоголя. Именно этим и занималось правительство Путина-Медведева последние несколько лет. В соответствии с повышением акцизов и определением минимальной стоимости водки и коньяка, цена крепкого алкоголя взлетела до диапазона 10 - 40 долларов за бутылку.

Не нужно было быть высококвалифицированным экспертом в сфере экономики, чтобы спрогнозировать ответную реакцию рынка. Повышение акцизов и законодательный запрет на дешевый алкоголь, пролоббированный крупными оптовыми компаниями, в первую очередь ударили по мелким и средним производителям. Вследствие этого, рынок оказался буквально забит так называемым контрафактным алкоголем, в быту неверно именуемым «катанкой». В отличие от настоящей «катанки», контрафактный алкоголь изготавливается по той же технологии и на тех же конвейерных линиях, что и обычный. Разница лишь в том, что он не облагается акцизами, а потому его себестоимость существенно ниже, чем у акцизного.

Отметим, что контрафактный алкоголь продается по тем же ценам и в тех же магазинах, что и акцизный. Разницу между конечной ценой и себестоимостью кладут себе в карман производители алкоголя и торговые структуры. Государство же в этом случае не получает ничего.

По некоторым оценкам, в отдельных регионах России объем контрафактного алкоголя достигает 90%. Таким образом, эффект от повышения акцизов оказался обратным тому, который предполагался: если до повышения акцизов государство получала десять условных рублей с бутылки, и при объеме производства одного завода общая сумма составляла условный миллион рублей в год, то после повышения государство получает двадцать условных единиц с каждой акцизной бутылки, однако при 10% акцизного алкоголя и 90% контрафактного общая сумма составляет всего 200 тысяч рублей в год.

Вторым фактором, влияющим на рынок, стало массовое самогоноварение. Благо законодательно оно не запрещено, а аппаратуру для получения качественного алкоголя можно купить на каждом углу или заказать через Интернет. Ряд предприятий оперативно сориентировался и начал производство высокопроизводительных ректификационных колонн для домашнего использования, способных выдавать до трех литров чистого спирта в час. При стоимости такой колонны в 500-600 долларов, она окупается менее чем за неделю.

Естественно, человек, активно занимающийся самогоноварением, не только сам «потерян» для алкогольного рынка - потеряны и все его друзья, родственники и знакомые, даже если он не нарушает закон и не продает свою продукцию. По ряду оценок, только за счет самогоноварения потребление алкоголя в целом по России уже снизилось не менее чем на 10%. Объем потерь как со стороны государства, так и со стороны алкогольных производителей нетрудно себе представить.

Уточним, что наиболее быстрый и эффективный метод производства самогона - путем скоростного сбраживания сахара. Себестоимость литра чистого 90-% спирта при этом (в случае использования ректификационной колонны) составляет около 70 рублей, что может составить однозначную конкуренцию любым потугам государства зарегулировать алкогольный рынок.

Маразматичность ситуации дошла до того, что в Госдуме на полном серьезе предложили ввести дополнительный «налог на сахар». Учитывая, однако, не-алкогольные объемы потребления сахара в России и мощное лобби сахаропроизводителей, такой фокус удастся вряд ли, так как может вызвать как спонтанные, так и срежиссированные массовые протесты пенсионеров и дачников. Впрочем, даже повышение цены на сахар в 3-4 раза не сможет заблокировать масштабы самогоноварения в силу крайне низкой себестоимости производства кустарного алкоголя.

Безусловно, любой эксперт в сфере производства алкоголя мог просчитать далеко идущие последствия решения о повышении акцизов. Однако к экспертам, судя по всему, либо не обращались, либо их мнение было проигнорировано. Победила жадность и стремление сиюминутно «срубить бабла». Не вышло.

Самой серьезной с позиций государства проблемой в описанной ситуации является ее необратимость. Даже в случае единовременного возврата к прежним акцизам (что маловероятно) и объемы контрафакта, и объемы самогоноварения вряд ли удастся снизить в разумные сроки. Что означает дальнейшее усугубление кризисных явлений в российской экономике, подстегиваемых бездарностью и некомпетентностью властей на всех уровнях.


newsbabr.com
 

13.07.2014