Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Водочный король Юзеф Бачевский был гением пиара

Юзеф Адам Бачевский родился в 1829 году в состоятельной семье. Его можно назвать потомственным предпринимателем: ликеро-водочную фабрику, находившуюся в 44 км от Львова, основал в 1782 году еще дед Юзефа — Лейб Бачелис.

Отец Юзефа унаследовал семейное предприятие в 1810 году. Приняв католичество и изменив фамилию на польский лад, он стал Леопольдом Максимилианом Бачевским и перенес фабрику в пригород Львова.

Со временем город поглотил предместье. И фабрика неожиданно получила «прописку» на Жолковской улице Львова. Ее водки и ликеры оценили не только в Галиции, но и в столице Австро-Венгрии — Вене. Цесарский двор пожаловал предприятию право на престижную марку «Имперский орел». Позднее к привилегиям добавился титул «K.u.K. Hoflieferant» — «Поставщик цесарского и королевского двора». О таком статусе мечтали многие предприниматели, но становились его обладателями единицы.

Юзеф окончил Львовскую техническую академию, получив диплом специалиста по спиртовым технологиям. В 1856 году 27‑летний Бачевский возглавил семейный бизнес.

Гений рекламы


Новый глава фирмы закупил для фабрики новейшее оборудование во Франции и Нидерландах. С его подачи предприятие начало для продвижения продукции устраивать различные выставки и презентации. Например, построило в Стрыйском парке 15‑метровую башню из бутылок со своими этикетками. Эффект был грандиозным.

На остроумную рекламу в газетах Бачевский не жалел денег. Также взялся издавать сатирические брошюры с сюжетами, обыгрывающими продукцию марки J. A. Baczewski. Такие книжечки в мягкой обложке стали популярными во Львове. Бесплатно раздавать небольшие бутылочки-пробники водки — еще одна его идея.

Когда во львовских магазинах по­явилась известная российская водка «Смирнов», Юзеф придумал, как из конкурента извлечь выгоду. На этикетках своих бутылок он написал: «Единственной водкой, равной Бачевскому, является российская водка Петра Смирнова из Москвы». Смирнов, узнав о столь неожиданном ходе конкурента, не растерялся: этикетки своих экспортных бутылок снабдил ответной надписью: «Единственная водка, равная водке Смирнова, это водка Бачевского из Львова».

Рекламные затраты окупились с лихвой. Продукция ликеро-водочной фабрики пользовалась огромным успехом в Галиции. Предприятие стало не только крупнейшим производителем алкоголя в регионе, но и своеобразной визитной карточкой Львова.

Водка в графине

Самая знаменитая придумка Бачевского — радикально изменить форму фирменной тары. Чтобы продукция под маркой J. A. Baczewski визуально отличалась от продукции конкурентов, Юзеф велел разливать алкоголь не в бутылки, а в… хрустальные графины. Вначале испытал новинку на экспортной продукции. А когда убедился, что ход оказался весьма удачным, стал разливать вообще всю свою продукцию исключительно в графины.

С тех пор графин стал визуальным символом фирмы Юзефа Бачевского. Например, на Галицкой краевой ярмарке, состоявшейся во Львове в 1894 году, павильон компании J. A. Baczewski был сооружен в виде огромного графина. Разумеется, стенд стал самым посещаемым, а экспозиция была признала наиболее интересной.

Кроме того, предприниматель регулярно участвовал в крупных международных выставках, где его продукция получала престижные награды. На протяжении четверти столетия львовянин был среди лучших европейских производителей горячительных напитков. Даже неполный список полученных на выставках наград впечатляет: 1866 — Вена, 1867 — Париж, 1868 — Гавр, 1869 — Амстердам, 1872 — Москва и Лондон, 1873 — Лондон и Вена, 1878 — Париж, 1888 — Львов, 1900 — Гран-при на Всемирной выставке в Париже и т. д.

Фирма экспортировала продукцию во многие страны — Францию, Британию, Италию, Германию, а также на другие континенты — в государства Северной и Южной Америки, а также в Австралию. Фабрика вошла в число крупнейших производителей в Центральной Европе: выпускала более 300 сортов водок и ликеров.

«Четыре водки Бачевского»


Успешный предприниматель активно участвовал в общественной жизни. В 1871 году он был избран в мэрию Львова, где возглавил комиссию по экономическому развитию города. Не был он чужд и филантропии, направляя на благотворительность значительную часть прибыли.

В 1880‑е годы Юзеф купил дворец Целецких, расположенный у подножия Высокого Замка, и перенес свою фабрику туда. Позднее, уже в 1908 году, по проекту профессора архитектуры Владислава Садловского здание и главный вход были перестроены. Тогда же проложили специальную железнодорожную ветку, соединившую фабрику со станцией Подзамче — для удобства вывоза готовой продукции.

Сама же семья предпринимателя — жена, двое сыновей — жила в самом центре Львова, на знаменитой площади Рынок. Им принадлежала старинная каменица № 31. Ее первый этаж был отдан под фирменный магазин Бачевских.

О широкой популярности продукции J. A. Baczewski свидетельствует хотя бы тот факт, что львовские батяры (уличные проказники) на своем жаргоне называли водку не «горілка», а «бачевский». Фамилию бизнесмена охотно использовали в качестве синонима водки и тогдашние сатирики. Да и литераторы не обошли вниманием его продукцию. Известный львовский поэт Генрик Збежховский написал в одном стихотворении:
Меня четыре водки Бачевского
Вдохновят на наилучшее
четверостишие на свете.

В океане и по воздуху

Предприниматель, купив участок земли на Лычаковском кладбище, заказал архитектору Яну Шульцу семейный мавзолей — самую большую усыпальницу на этом кладбище. Там упокоились многие его близкие, а в 1911 году был похоронен и сам Юзеф Бачевский.

Фирму унаследовали его сыновья: Леопольд как химик стал курировать производство, а Генрик как юрист взял на себя маркетинговую стратегию. Чтобы извлечь все выгоды из популярности фирмы, наследники оставили в ее названии отцовские инициалы — J. A. Baczewski.

К 1918 году, когда Австро-Венгерская империя прекратила существование и Львов стал городом в независимой Польше, алкоголь Бачевских был одним из двух самых популярных экспортных товаров страны. Для сохранения цены и знаменитого качества Леопольд и Генрик решили не увеличивать объемы производства. А для продвижения самых дорогих сортов водки предприняли, подобно отцу, отличный пиар-ход: подписали контракт с двумя известными океанскими лайнерами Pilsudski і Polonia, на борту которых пропагандировали эти напитки.

Кроме того, продукция под маркой J. A. Baczewski стала первым в мире алкоголем, ежедневно доставляемым потребителю по воздуху, — в 1930‑е ликеры Бачевских возили самолетами в Париж, Вену и Прагу.

«Художества» фирмы в Стрыйском парке удивляли Львов на протяжении многих лет. Знаменитому писателю-фантасту Станиславу Лему, львовскому гимназисту 1930‑х, запомнилась «башня Бачевского, четырехугольная, вся обложенная рядами запечатанных разноцветных бутылок. Меня всегда интересовало: был ли в бутылках настоящий ликер или только цветная вода?» Перед башней был длинный полукруглый павильон: «Стоя под башней Бачевского, можно было разбудить эхо, спящее в пространстве; достаточно сильный хлопок в ладони повторялся четыре, пять, а то и шесть раз, так же, как и любой звук».

Фирма Бачевских работала во Львове до 1939 года. С началом Второй мировой войны она оказалась в эпицентре боевых действий: сначала подверглась бомбардировке немецкой авиации, а потом была разграблена большевиками. После войны потомки Юзефа Бачевского возобновили деятельность фабрики уже не в советском Львове, а в Вене. Алкоголь под брендом J. A. Baczewski там производят до сих пор.


capital.ua
 

11.07.2014