Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Почему брендам надоело однообразие?

Удивительно, но глобальные бренды перестали стремиться к единообразию и развернулись на 180 градусов: теперь они хотят выглядеть по-разному в каждой стране. Почему так происходит? Потому что люди не хотят быть одинаковыми.

Ник Купер, управляющий директор Millward Brown Optimor

Еще недавно бренды стремились к глобальному единообразию. Продвижение одного и того же продукта одним и тем же способом во всех странах считалось самым лучшим и самым эффективным способом построения бизнеса.

Сегодня намечается обратная тенденция: наиболее сильные бренды выводят новую, более сложную формулу, благодаря которой они могут добиваться мировой известности, сохраняя свои отличительные качества.

Успех такого подхода можно ясно увидеть, анализируя категории пива и напитков в рейтинге наиболее ценных брендов BrandZ Top100 Most Valuable Global Brands, ежегодно составляемого компанией Millward Brown Optimor.

Компании перестали пожирать друг друга

Раньше покупка небольшой, пусть даже и успешной, локальной компании каким-либо глобальным брендом означала фактический закат такой компании. Ее активы перенаправлялись на развитие бренда, принадлежащего покупателю. Например, в Великобритании люди старшего поколения до сих пор не могут забыть исчезновение таких брендов как Marathon и Opal Fruits. В результате подобного подхода когда-то процветавший бизнес фактически исчезает, а опыт его создателей используется для продвижения одного из крупных глобальных брендов.

Сегодня этот подход претерпевает серьезные изменения, и теперь крупные производители пива и напитков стараются сохранить большинство купленных ими локальных брендов.

Более того, международные корпорации внимательно оценивают свои новые активы, пытаясь понять, смогут ли эти приобретения стать жемчужинами в их коронах – на региональном или даже на глобальном уровне.

Одним из первопроходцев, решившихся на практике применить новый подход, была пивоваренная компания SABMiller. В 2005 году она приобрела бренд Colombian Pilsner в рамках поглощения заводов Aguila компании Grupo Empresarial Bavaria. С тех пор SABMiller помогала развиваться этому бренду не только на местном рынке, но и продвигала его на рынках других регионов. Сейчас он оценивается в $3,7 млрд и является одной из ключевых «локальных жемчужин» всей компании.

Аналогичная ситуация произошла и с брендом Stella Artois пивоваренной компании AB InBev. Он стал лидером по темпам роста рейтинга BrandZ TOP-100 в своей категории, поднявшись на 30% до $8,2 млрд. Этому активно способствовали маркетинговые кампании компании-владельца. В них были, в частности, задействованы рекламные щиты, реагирующие на изменения температуры на улице, а также новые возможности для пользователей (например, возможность подарить кому-то из своих друзей бутылку пива через Facebook).

В новой модели глобализации менеджмент международных корпораций опирается скорее не на имеющиеся активы и универсальное предложение для всех рынков, а на свой накопленный опыт и понимание того, как нужно создавать и развивать бренды. В то же время для достижения успеха требуется знание местной специфики и наличие местных активов.

Людям надоело быть одинаковыми

Похожую модель развития можно проследить и в автомобильной индустрии, где компания Ford (один из наиболее сильных брендов этого года по версии BrandZ Top100, показавший рост стоимости на 56% до $11,8 миллиарда) вернулась на ведущие позиции. Это случилось, благодаря использованию глобализированных технологий в сочетании с линейкой продуктов, учитывающих локальную специфику и особенности местных рынков.

Успехи такого подхода проявляют своеобразный парадокс глобализации: чем больше люди в разных частях света узнают друг о друге, тем больше они хотят сохранить у себя то, что делает их регион или страну особенной, непохожей на других.

Для крупных международных брендов это означает необходимость адаптировать свою продукцию, свое присутствие и свои маркетинговые коммуникации под каждый рынок, с учетом его местных традиций и вкусов. Такой подход делает их более значимыми для местных потребителей, что, в свою очередь, укрепляет позиции самого бизнеса.

Наиболее яркими примерами такого успеха можно считать бренды, воспринимаемые как местные в каждой стране, и те компании, которые смогли выйти за границы мест своего рождения, став частью местных обществ.

По иронии судьбы, наиболее характерными примерами такой модели развития являются Coca-Cola и McDonald’s – компании, использующие один и тот же бренд во всех странах присутствия.

Несмотря на американское происхождение, эти бренды смогли стать «своими» во всех странах присутствия, благодаря тому, что в своих коммуникациях они использовали универсальные истины, такие как, например, счастье и праздник (Coca-Cola).

Эта стратегия обеспечила обеим компаниям устойчивое положение в десятке ведущих мировых брендов (и возможность продолжать подниматься выше) даже при том, что только для сохранения в Топ-10 рейтинга BrandZ TOP-100 требовалось повысить капитализацию на 18%.

Справятся ли маркетологи?

Будущее глобализации – в профессиональном опыте штаб-квартир глобальных компаний и наличии у них необходимых ресурсов в сочетании со знанием локальной специфики и умением привлечь к себе местных потребителей. У брендов больше не будет столь жесткого единообразного позиционирования как прежде, но зато теперь они смогут стать более значимыми для каждого ключевого для них рынка.

Реализация такого подхода – непростая задача для маркетологов. То, что приемлемо в одной стране, может вызывать неприятие в другой. К тому же теперь, благодаря современным цифровым технологиям, тоже вышедшим на глобальный уровень, мы можем наблюдать за каждым крупным проектом. Но ведь никто и не говорил, что с глобализацией, какую бы форму она ни принимала, все будет легко и гладко.


e-xecutive.ru
 

30.06.2014