Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Кому будут принадлежать крымские бренды

Многие товары, произведенные «резидентами Крыма», рискуют стать дальше от полок магазинов, в особенности российских. А казалось, должны были стать ближе.

Если бы Гришка Распутин жил в наше время, он рисковал бы остаться без мадеры только потому, что его излюбленный напиток производится крымским винным заводом под торговой маркой Массандра, а Крым фактически стал подчинен российской юрисдикции. Распутин, конечно, употребил бы свое государственное влияние, чтобы решить проблему хотя бы ради мадеры. Нашего современника, гораздо более влиятельного, но с похожей фамилией, уже просят сделать то же самое. Президенту России направляют письма с просьбой разрешить, пожалуй, самую интересую проблему XXI века в сфере интеллектуальной собственности.

Моя твоя не понимать

Все дело в том, что права интеллектуальной собственности, например, на торговую марку, имеют территориальный признак – они действуют на территории только того государства, в котором произошла регистрация такого знака. Подавляющее большинство торговых марок, принадлежащих «резидентам Крыма» (для упрощения речи используем этот условный термин для компаний и жителей полуострова), зарегистрировано по законодательству Украины, а значит такие бренды защищены только украинским законодательством. В новых крымских реалиях, как мы понимаем, оно мало кому поможет.

Естественно, для самых крупных брендов Крыма (в особенности, производителей спиртного) проблемы не существует – многие из них давно представлены и защищены на российском рынке. В то же время остаются тысячи субъектов в Крыму, которые теперь признаны резидентами России, и они с удивлением обнаруживают, что в «собственном» государстве их торговые марки не обладают никакой правовой защитой. Представьте, вы годами раскручивали бренд, чтобы однажды узнать, что в «вашей» стране такого бренда вовсе нет.

В связи с принятием в состав России еще одного субъекта никто не будет менять выстроенную за годы систему федерального регулирования. Тем более, что привилегии для торговых марок «резидентов Крыма» неминуемо приведут к ограничению прав российских правообладателей. То есть, централизованного решения всех проблем «оптом» ожидать не следует. А спасение утопающих, вероятно, традиционно будет делом их собственных рук.

Компромиссное решение


В лучшем случае таким субъектам необходимо снова зарегистрировать свои знаки для товаров и услуг, теперь уже подавая заявления в Роспатент. Проблема усугубляется тем, что в России те же торговые марки вполне возможно уже длительное время принадлежат другим лицам. Это чревато целым рядом осложнений:

Невозможность зарегистрировать собственную торговую марку в России. Вы никогда не сможете защитить раскрученный бренд, зато будете вынуждены просить разрешение на его использование.

Риск судебных разбирательств с собственником аналогичной или схожей торговой марки в России. Другими словами, разрешения на использование собственного бренда можно и не получить.

Снижение различительной способности обеих торговых марок. Потребитель будет путать производителей товаров/услуг, и обе торговые марки будут обесцениваться.

Некоторые производители могут решить, что слухи о гибели их брендов сильно преувеличены. Поскольку экспансия на российский рынок могла и не входить в их планы, можно продолжать поставки в Украину, не опасаясь осложнений, решат они. Но не тут-то было: поставка товара из Крыма в Украину является экспортом в понимании российского законодательства, а экспорт брендированного товара (как и производство) является одним из способов использования торговой марки. Если идентичная крымской торговая марка уже зарегистрирована в России, резидент Крыма может беспрепятственно ее использовать, только перенеся производство на основную часть Украины.

Резидент Крыма может пытаться апеллировать к тому, что он первым начал использовать спорную торговую марку, – возникает так называемое право преждепользования. Однако и этот вариант представляется сомнительным, ведь неясно, справедливо признавать в России первенство крымской торговой марки или нет. Ведь фактически ее использование началось на территории, которая раньше не считалась российской. Но даже и успех этой затеи не позволит правообладателю развивать бизнес под спорным брендом, ведь право преждепользования очень ограничивает свободу действия субъекта в отношении возможности использовать или распоряжаться тем или иным знаком.

Начать защиту крымского бренда на территории России стоит с незамедлительной проверки соответствующих российских баз данных на предмет наличия в них объектов, аналогичных объектам «резидентов Крыма». Исходя из полученных результатов, следует либо регистрировать такие бренды в России, либо выявить правообладателя и инициировать с ним переговорный процесс.


forbes.ua
 

23.05.2014