Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Как Александра Сабадаша подвело «звериное чутье»

Басманный суд Москвы арестовал бывшего сенатора Александра Сабадаша по делу о попытке незаконного возмещения НДС. Бизнесмен, как писал о нем предприниматель Олег Тиньков, «лет десять назад контролировал алкогольный рынок северо-запада» и имел «звериное чутье». Сабадаш прославился многочисленными конфликтами как с коллегами по рынку Рустамом Тарико и Сергеем Зивенко, так и с чиновниками.

Главное следственное управление Следственного комитета России (СКР) 8 мая сообщило на своем сайте о задержании Сабадаша, «который является фактическим владельцем ОАО «Выборгская целлюлоза», крупного производителя бумаги и упаковочных материалов в Ленинградской области. По версии следствия, в 2010 году бизнесмен «создал организованную преступную группу с целью хищения денежных средств» из федерального бюджета: подрядчик «Выборгской целлюлозы» предоставлял в налоговую инспекцию № 28 по Москве поддельные документы об оплате строительных работ и возмещении НДС на 1,8 млрд руб. «Преступный умысел не был доведен до конца», тем не менее Басманный суд Москвы оставил Сабадаша под арестом до 8 июня. Ему грозит наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) и смягченное ч. 3 ст. 30 (покушение на преступление): не более 7,5 лет лишения свободы, пояснил партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Закалюжный.

«Трудно поверить, что Сабадаш получит реальный срок. Ему всегда удавалось выходить невредимым из самых сложных ситуаций, — рассказал РБК топ-менеджер крупной алкогольной компании. — Думаю, время для задержания человека, имеющего обширные связи, в том числе и во властных структурах, было выбрано не случайно: между майскими праздниками в России сложно до кого‑либо дозвониться, все где‑то отдыхают».

«Мол, рейдер, плохой человек»

О друзьях Сабадаша известно очень мало, публично теплый отзыв дал только Олег Тиньков в своей книге «Я такой как все». «В 1997 году, еще до создания сети ресторанов и «Дарьи» (бизнес по производству полуфабрикатов. — РБК), мы обсуждали это (строительство пивоваренного завода. — РБК) с небезызвестным питерским бизнесменом Александром Сабадашем. При всем том, что о нем пишут в прессе, — мол, рейдер, плохой человек, — он очень умный и интуитивный бизнесмен. У него звериное чутье. Лет десять назад он, по сути, контролировал алкогольный рынок северо-запада, получив контроль над «Ливизом», а затем стал сенатором… Но у него есть и минусы, доведшие до положения, в котором он сейчас находится», — написал Тиньков в 2010 году. Он рассказал, что об алкогольном проекте начал думать после того, как «побывал на заводе по производству водки» у Сабадаша и «понял, сколько он зарабатывает». Предполагалось, что Сабадаш будет развивать на своих мощностях для Тинькова «Наше пиво», потому что основным брендом «Ливиза» в то время была «Наша водка». Но возникла проблема с кредитом, и совместный бизнес не сложился.

Журнал «Финанс» включал Сабадаша в свой список 500 богатейших россиян: последний раз это произошло в 2008 году, тогда его состояние было оценено в 140 млн долл. (364‑е место в списке). По данным СПАРК, предприниматель является соучредителем в нескольких небольших компаниях, включая «Ильинское», занимающееся продажей земельных участков в Подмосковье (доля Сабадаша — 99%), и столичную строительную компанию «Стройальянс» (33%; в числе владельцев — председатель правления банка «Таврический» Сергей Сомов, связаться с ним не удалось). На московском девелоперском рынке об этих компаниях не знают, сообщил РБК представитель группы УРСА, крупного подмосковного застройщика.

Несмотря на наличие большого количества проектов в разных сферах бизнеса, Александр Сабадаш известен главным образом в качестве производителя водки. Сколотив начальный капитал на поставках в Петербург водки Absolut и спирта Royal, Сабадаш в 1997 году становится владельцем крупнейшего водочного завода Северной столицы — ЗАО «Ливиз». По оценкам «Бизнес-Аналитики», продукция «Ливиза» до 2007 года занимала порядка 50% рынка Санкт-Петербурга. Основными брендами компании являлись «Санкт-Петербург», «Дипломат», «Охта», «Наша водка», «Синопская». Выпускался и «именной» бренд Александра Сабадаша, водка «АС». Помимо исторической площадки на Синопской набережной в Петербурге «Ливиз» разливал продукцию на заводах в Красном Селе и Всеволожском районе, на территории обанкротившегося завода «Русский дизель».

В апреле 2012 года владелец Coalco Василий Анисимов рассказал РБК, что с 2010 года Александр Сабадаш является владельцем алкогольных активов, которые сам Анисимов незадолго до того выкупил у банка ВТБ. Тогда же эту информацию РБК подтвердил и сам Александр Сабадаш. Речь шла о контрольных пакетах в крупнейших ЛВЗ, принадлежавших до этого ФГУП «Росспиртпром», в том числе и о московском «Кристалле». Таким образом, Сабадаш оказался собственником предприятий, выпустивших, по данным Росстата, в 2011 году почти 14% всей водки в стране (11,9 млн дал). Топ-менеджер столичной компании-производителя водки, знакомый с ситуацией, подтвердил РБК, что Сабадаш действительно контролирует 6 действующих предприятий, перешедших ему от Анисимова, кроме московского «Кристалла». При этом в раскрытии аффилированных лиц ОАО «Московский завод Кристалл» все эти заводы значатся как единая группа компаний.

Imperia наносит ответный удар

Александр Сабадаш беспрерывно ссорился с коллегами по рынку. Одной из нашумевших историй стала ссора с владельцем «Русского стандарта» Рустамом Тарико.

Тарико в 1999 году организовал розлив собственной водки «Русский стандарт» на мощностях завода «Ливиз». Этот бренд разливался на заводе Александра Сабадаша до 2006 года, когда Тарико построил и открыл собственный водочный завод в Санкт-Петербурге. Однако уже к тому времени взаимоотношения между партнерами испортились. В декабре 2005 года ЗАО «Ливиз» Сабадаша подало заявку в «Роспатент» на регистрацию товарных знаков «Русский стандарт» и одновременно обратилось в Палату по патентным спорам с требованием отменить регистрацию на эти товарные знаки у Рустама Тарико. Тому удалось через суды отбить атаку на собственные марки. Впоследствии через арбитражные суды прошли несколько десятков дел, сторонами в которых участвовали «Ливиз» и «Русский стандарт». «Русский стандарт», в частности, выступал в качестве одного из крупнейших кредиторов «Ливиз» при его банкротстве (общая сумма требований — свыше 160 млн руб.). Компания Рустама Тарико оспаривала сделки по выводу активов с баланса ЗАО «Ливиз» — земельного участка во Всеволожском районе. Последнее судебное дело между «Русским стандартом» и «Ливизом» началось уже в 2014 году: компания Рустама Тарико обвинила конкурентов в том, что бутылка «Нашей водки» производства «Ливиза» схожа до степени смешения с запатентованной формой бутылки водки Imperia, производства «Русского стандарта»

.Другая битва Сабадаша за права на товарный знак, закончилась гибелью известного бренда. В 2002 году экс-гендиректор ФГУП «Росспиртпром» Сергей Зивенко приобрел права на самый популярный водочный бренд «Гжелка» у московского завода «Кристалл» (принадлежал ФГУП «Росспиртпром»). Под брендом «Гжелка» в начале нулевых продавалось до 6 млн дал водки. Ушедший с госслужбы Зивенко начал разливать «Гжелку» на мощностях собственного завода в Калуге, однако в конце 2003 года права на бренд предъявил Александр Сабадаш. Он купил ООО «Гжелка», которому принадлежат авторские права на изображение птицы Гжель — центрального изобразительного элемента водочной этикетки. В результате многолетних судебных тяжб популярный бренд был фактически уничтожен и занимает скромное место на современном водочном рынке.

Одним из главных конкурентов Александра Сабадаша в Санкт-Петербурге до сих пор остается компания "Ладога" Вениамина Грабара. 15 лет назад тот угодил за решетку усилиями конкурентаю Перешедший в 1998 году на работу в правительство Санкт-Петербурга Вениамин Грабар был арестован прокуратурой Петербурга 28 апреля 1999 года по обвинению во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением. Поводом для ареста послужили заявления в прокуратуру директоров крупных водочных заводов «Ливиз» и «Нива», входящих в группу «Альянс», Александра Сабадаша и Антона Хохлова. Они обвиняли Вениамина Грабара в вымогательстве у них взятки в размере 10 тыс. долл. и 30 тыс. долл. за выдачу различных согласований комитета по экономике и промышленной политике. В результате Грабар полгода провел в тюрьме — сначала в знаменитых «Крестах», затем в изоляторе УФСБ. В июне 2001 года Вениамин Грабар был полностью оправдан «за отсутствием события преступления».

Рустам Тарико и Вениамин Грабар отказались от комментариев. Дозвониться до Сергея Зивенко не удалось.

Митинги и пикеты у стен Смольного

Имя Александра Сабадаша фигурировало и в нескольких политических скандалах. В 1998 году недавно назначенный на пост первого вице-губернатора Санкт-Петербурга Илья Клебанов обвинил Александра Сабадаша в использовании схемы по оптимизации налогов. По его словам, предприниматель по документам якобы производил водку в Калмыкии (в Элисте было зарегистрировано ООО «Алкогольная компания «Ливиз»), где действовал льготный налоговый режим, а в Санкт-Петербурге осуществлял только розлив готовой продукции, экономя таким образом на налогах.

В 2003 году Александр Сабадаш стал сенатором от Ненецкого округа, однако его карьера была прервана по личной инициативе главы Совфеда Сергея Миронова. Формальным поводом стал прогул заседания Совета и наличие у Сабадаша бизнеса за рубежом. При этом губернатору автономного округа Алексею Баринову, отказавшегося отозвать Сабадаша по представлению Миронова, спустя несколько дней предъявили обвинения в финансовых махинациях на сумму порядка 20 млн руб. В день ареста Баринова Сабадаш самостоятельно снял с себя сенаторские полномочия. После ухода из Совфеда на водочных заводах Сабадаша прошли обыски. Были изъяты документы и арестованы генеральный директор и бухгалтер «Ливиза». Их подозревали в уклонении от уплаты налогов на 178 млн руб.

Петербургские СМИ приписывали Александру Сабадашу финансирование антиправительственных акций в 2005‑2006 годах, когда тот занимал пост сенатора от Ненецкого автономного округа. В частности, отмечалось, что именно на деньги Сабадаша были организованы акции протеста против монетизации льгот, продолжавшиеся в Петербурге почти два месяца в начале 2005 года, в период, когда губернатором Северной столицы являлась Валентина Матвиенко. «Митинги и пикеты проходили чуть ли не «по графику», плакаты и транспаранты были изготовлены в одной из типографий, занимающихся рекламной печатью, и распространены в кратчайшие сроки. Организация на высоте», — отмечали петербургские СМИ. Сам Александр Сабадаш никогда не подтверждал, но и не опровергал этой информации.

Один паспорт

Ходатайствуя о заключении Сабадаша под стражу, представитель СКР указал, что следователи 3,5 года не могли установить местонахождение подозреваемого, передал Интерфакс со ссылкой на постановление суда. По их данным, у Сабадаша есть вид на жительство в США и он может использовать «неназванные связи в высших кругах власти», чтобы воспрепятствовать расследованию. Бизнесмен с такими доводами не согласился, сказал, что «постоянно бывал на своих предприятиях». «Второго паспорта у меня нет, я пересекал границу по своему заграничному паспорту. Я от следствия не скрывался, посещаю все свои заводы, никаких повесток на допрос я не получал», — приводит слова арестованного бизнесмена Интерфакс.


Денис Пузырев
 
РБК Daily
13.05.2014