Среда, 8 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
В Свердловской области обсудили ужесточения правил торговли алкоголем

Федеральное законодательство о регулировании производства и оборота алкоголя даёт право регионам вводить в этой сфере собственные запреты. Областное правительство подготовило проект постановления «Об установлении на территории Свердловской области дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции». Этот документ обсудили участники «круглого стола», состоявшегося в редакции «Областной газеты».

В тапочках за водкой

Михаил КОПЫТОВ, министр агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области:

— На алкогольном рынке сегодня много проблем: реализация фальсифицированных напитков, торговля без лицензии и другие нарушения законодательства. По­этому требуются определённые ужесточения правил, хотя сухой закон никто объявлять не собирается. В то же время есть противники этой инициативы. Хотелось бы не ударяться в крайности, а найти золотую середину.

Татьяна ПОПОВА, заместитель министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области:

— Проект постановления на сегодняшний день находится на обсуждении общественности и органов власти. Подчеркну, что он направлен на ужесточение условий для тех, кто нарушает установленные требования, а не для тех, кто работает в рамках закона. Прежде всего, мы акцентируем внимание на правилах, которые уже существуют, но разбросаны по многочисленным законодательным актам. К примеру, продажа спиртных напитков полностью запрещена в нестационарных объектах торговли, но с ограничениями разрешена при оказании услуг общественного питания. В существующих стандартах не указано, что такие услуги могут предоставлять киоски, возле которых есть столики, однако во время проверок мы сталкиваемся с таким явлением. Судебная практика складывается неоднозначно, чаще суды встают на сторону малого бизнеса.

Не надо думать, что проект постановления направлен против предпринимателей или в защиту торговых сетей. Так, у сети «Красное и белое» требованиям документа не соответствует более 60 процентов объектов. Речь идёт прежде всего о магазинах, расположенных в жилых домах и не отвечающих условиям помещений, предназначенных для продажи пищевых продуктов. Отмечу, мы даём время предпринимателям, чтобы привести свой бизнес в соответствие с новыми правилами.

В то же время вводятся определённые ограничения для специализированных магазинов и для летних кафе, ужесточаются требования к соискателям лицензий на розничную продажу алкоголя. Ведь не секрет, чем чаще алкоголь попадает на глаза нам и нашим детям, тем хуже для здоровья нации.

Дмитрий ЧУКРЕЕВ, руководитель инициативной группы против продажи алкоголя:

— За последнее время в нашем регионе открылось очень много магазинов по продаже алкогольной продукции. Зачастую расстояние между ними не превышает 200 метров. Многие из объектов находятся в шаговой доступности, и люди идут за спиртным буквально в тапочках. Во время проверок выясняется, что алкоголь без проблем могут купить дети до 16 лет. Кроме того, в Екатеринбурге насчитывается порядка 500 точек по продаже разливного пива.

Из ста проверенных нестационарных объектов около 70-ти торгуют спиртными напитками из-под полы. А в Кировском районе Екатеринбурга порядка 80 объектов торгуют алкоголем в открытую, незаконно переформатировав торговый павильон в объект общественного питания. Участковые прекрасно знают, что происходит на их территории, но почему-то не пресекают зло.

Районные суды действительно встают на сторону предпринимателей, при этом сотрудники полиции никогда не пытаются пересмотреть решения в судах высшей инстанции.

Также не секрет, что в нашем городе есть ночные клубы и другие увеселительные учреждения, которые работают без лицензии. Какие напитки они продают — большой вопрос. Три или четыре тысячи рублей в качестве штрафа — ничтожная сумма по сравнению с объёмом выручки от нелегальной торговли. Поэтому, безусловно, штрафы необходимо увеличивать в разы.

Александр ПЕТРОВ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

— Я уверен, что алкоголь нужно продавать только в специализированных отделах крупных торговых центров, а не в шаговой доступности, как хлеб или лекарства. Не секрет, что уровень алкоголизации у нас очень высок, особенно среди мужчин. Как результат — низкая продолжительность жизни. Примерно десять лет назад средняя продолжительность жизни мужчин в Свердловской области была 51 год, сейчас этот показатель несколько улучшился. Тем не менее акцентировать внимание нужно не столько на бизнесе, сколько на здоровье. По большому счёту, нам такой бизнес не нужен, поскольку косвенные убытки государства от потери людьми здоровья и трудоспособности на почве алкоголя исчисляются триллионами рублей.

Но мы должны действовать не только с помощью ограничений, необходимо разворачивать программы по формированию комфортной среды, о чём недавно говорил в своей статье губернатор Евгений Куйвашев. А это предполагает и серьёзное финансирование со стороны государства, и воспитание молодёжи, и развитие спорта, и формирование ответственности человека за своё здоровье.Кроме того, я сожалею, что в 90-е годы Россия потеряла государственную монополию на алкоголь, и если когда-нибудь появится шанс её вернуть, этот шанс нужно использовать.

За народную трезвость

Протоиерей ИГОРЬ (Бачинин):

— Этот год в какой-то степени является юбилейным: в 1914 году, 19 июля по старому стилю, император Николай, которого мы ныне прославляем в лике святых, принял кардинально правильное решение: на период мобилизации он запретил продажу и производство винно-водочных изделий в Российской империи.Ситуация того времени и та, что разворачивается сейчас, различаются ненамного. Тогда 84 процента населения поддержали эти радикальные меры, сейчас, если верить опросам ВЦИОМа, 52 процента населения страны выступают за серьёзные ограничения в сфере продажи алкоголя. Поэтому я думаю, что стратегия, которая выбрана правительством области в этом направлении, принципиальная и правильная. Но при этом мне хотелось бы добавить, что тем кардинальным мерам российского правительства предшествовало почти что двадцатилетие большой просветительской работы. Ещё в 1895 году государственным мужам того времени было совершенно ясно, понятно и очевидно: чтобы в народе изменилось отношение к пьянству, надо людей воспитывать, и должно быть учреждено попечение о народной трезвости. Тогда и были созданы попечительства о народной трезвости. И, слава Богу, что такая инициатива была поддержана и в наши дни, шесть лет назад, и такая работа ведётся.

Сергей НИКОНОВ, заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Свердловской области по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды:

— Заметьте, мы говорим не о запрете алкоголя, не о сухом законе, мы говорим об ограничении. Ограничение — это право выбора, то есть мы понимаем, что это проблема, прежде всего воспитания. Неслучайно мы в прошлом году приняли на областном уровне очень серьёзный закон по регулированию в сфере розничной продажи алкогольной продукции, который комплексно подходит к этой проблеме. Часто наши оппоненты говорят: ограничения вводить не надо, они, кроме всего прочего, скажутся на доходах областного бюджета.А мы считаем: нам такая доходная часть бюджета не нужна. Потому что это цена, прежде всего, здоровья людей. А это — и трудовые кадры, и затраты на здравоохранение, скрытые затраты на несколько порядков выше.

Антон ПОДДУБНЫЙ, главный врач ГАУЗ СО «Наркологический реабилитационный центр «Урал без наркотиков»:

— Я хотел бы как работник здравоохранения высказать свою точку зрения. Мы, врачи, боремся уже с последствиями распространения и употребления алкогольной продукции. И у меня вызывает удивление то, что кто-то, в принципе, может быть против введения запретов на распространение алкогольной продукции. Я думаю, ни одна мать, ни одна супруга не выскажется за то, чтобы спиртное и впредь оставалось столь доступным. И запреты на продажу алкогольной продукции должны касаться не только крепких напитков, но и пива. Пивной алкоголизм, к сожалению, выходит сегодня на первое место. Количество социально адаптированных алкоголиков, которые регулярно позволяют себе употреблять пиво или слабоалкогольные напитки, растёт. В связи с этим увеличиваются и сопутствующие патологии, связанные с употреблением алкоголя, — заболевания органов желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. А мы все прекрасно знаем, что смертность от сердечно-сосудистой патологии у нас стоит на первом месте, высока также и смертность от травматизма. Но никто никогда прямую аналогию с затратами для бюджетов региона, страны не проводил: а сколько же людей страдают этими заболеваниями в виду того, что употребляют эпизодически алкоголь? Позиция моя достаточно простая: любые меры, связанные с ограничением распространения алкогольной продукции, нужны и необходимы.

Светлана НЕСТЕРОВА, психиатр-нарколог Свердловского областного клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн:

— Профилактика алкоголизма — это не только запреты и ограничения, надо дать детям более доступные виды досуга. Потому что не все родители имеют возможность устроить детей в те или иные секции, многие из них платные или располагаются далеко от дома. Магазин со спиртным в реальной жизни оказывается намного ближе к ребёнку, и это наша беда. Ведь что такое алкоголизм? Это получение удовольствия без больших усилий. Человек вышел на улицу, купил бутылку, выпил, и... вот уже заполнен досуг, появилось общение с такими же, как ты, ему кажется, что отступили проблемы.

В поисках национальной идеи

Александр КОСИНЦЕВ, депутат Екатеринбургской городской Думы:

— Обсуждая тему ограничений на розничную продажу алкоголя, не надо бояться осуждения противников этих мер. Мне кажется, нам надо смелее идти по этому пути. Если мы сегодня не будем подавлять это зло, тогда оно у нас приобретёт колоссальные масштабы, и мы только потом поймём, что это внутренняя война, ведущаяся против наших граждан. Вы посмотрите, чем сегодня оборачивается пьянство? Это и рост производственного травматизма, это и низкий уровень производительности труда, это и разводы, больные дети, рождающиеся у алкоголиков-родителей, это и преступность, и межличностные конфликты. В природе всего этого лежит именно алкоголизм. И когда в 1990-е годы произошёл развал Советского Союза и образовалась новая страна, соответственно очень много говорили о необходимости выработки национальной идеи.

Мне кажется, национальная идея есть, и это борьба за трезвость нашего общества. Потому что в основе всего, что сдерживает сегодня развитие России, лежит этот порок — алкоголизм.И не надо бояться, что государство лишится из-за таких ограничений немалых доходов. Из-за алкоголизма мы больше теряем именно в человеческих жизнях, выигрывая рубль, мы теряем бесценные жизни.

Есть примеры, когда в некоторых странах полностью было запрещено употребление алкоголя. Например, послевоенная Финляндия. И что, там вразнос пошло государство? Нет. Да, там были люди, желающие выпить, они приезжали к нам в страну в качестве туристов и здесь напивались в стельку, их автобусом увозили из Ленинграда. И они решили эту проблему, это длилось у них десятилетия, тем не менее они удержали свою нацию от деградации, оздоровили её.

Мы сегодня делаем робкие шаги в этом направлении, мне кажется надо смелее идти. Смелее идти, но вместе с этим обязательно сопровождать всё воспитательным процессом. Если мы не будем этим заниматься, ничего не добьёмся.

Протоиерей ИГОРЬ (Бачинин):

— Президент говорит, что нам нужно вернуться к духовным скрепам, базовым ценностям, опираясь на которые всегда созидал и выживал в трудных обстоятельствах наш народ. Я полагаю, что трезвость и является той базовой национальной ценностью, которая поможет обрести эту опору. Поддерживая стратегию ограничений на алкоголь, хотелось бы предложить законодателям, чтобы они подумали о том, как нам просвещать и воспитывать народ в трезвости.

Виктор ШЕПТИЙ, заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области:

— Во всём надо идти в согласии с обществом. Взять пример нашей страны, когда в ходе антиалкогольной кампании 1985 года власти страны пытались топорно, с ходу решить такие серьёзные вопросы, не учитывая мнение населения. А население было настроено против мер по ограничению и употреблению спиртного. К этому добавился ещё дефицит алкогольной продукции. В итоге получили социальный взрыв. Кстати, не это ли стало одной из причин того, что страна прекратила своё существование? И то, что сегодня ограничительные меры по сдерживанию алкоголизации страны вводятся поэтапно, это делается правильно. Почему? Потому что поэтапно должны вводиться и замещающие мероприятия в области культуры, спорта. И вот такое замещение не может произойти в один день. И я думаю большинство жителей Свердловской области нас в этих действиях поддержат.


Областная газета
 

06.05.2014