Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
В водочном хмелю. В Ленинграде пили вино, в Петербурге - водку и суррогат

Несмотря на все алкогольные запреты и пропаганду здорового образа жизни, любимым спиртным напитком населения остаётся водка. Таковы последние данные опроса ФОМ. Петербуржцы и особенно жители Ленинградской области исключением не стали, они также чаще тянутся к стопке, чем к бокалу. В то время как в советские времена в Северной столице «огненной воды» пили в 1,5 раза меньше, чем сейчас.

Недоступная «поллитра»


По данным Росстата, среднестатистический россиянин старше 15 лет употребляет около 14 литров чистого спирта в год. Вопреки расхожему мифу европейцы выпивают столько же. Однако мы пьём не то и не так. В то время как они налегают на вино (до 70% от общего потребления), то мы - на водочку. И в структуре потребления на крепкий алкоголь в России приходится 42,2%, на пиво - 39%, на вино - 8,5%, шампанского - 2,2%. Такой высокий уровень потребления крепкого спиртного называют причиной сверхсмертности в России. Тогда как наименьшее негативное влияние на здоровье нации оказывает соотношение 15/50/35 (крепкое спиртное/пиво/вино соответственно).

И петербургские, и федеральные власти уже давно пытаются перевести население на менее крепкие напитки.

В первую очередь это делается за счёт повышения акцизов на спиртное. Чем недоступнее будет «поллитра», тем россияне меньше будут хотеть её употребить. Уже в этом году бутылка водки подорожает дважды. До 1 августа 2014 года минимальная розничная цена должна составить 199 рублей за 0,5 литра (вместо 150), а с 1 августа - 220 рублей. В прошлом году «огненная вода» уже дорожала на треть.

Только в Петербурге продажи водки за год упали на 10%, а производство - снизилось на четверть.
Население стало меньше пить - рапортуют чиновники и статисты. Просто вместо дорогой водки люди перешли на «сивуху» - считают эксперты «АиФ». По данным «Клуба профессионалов алкогольного рынка», удельный вес водки в общей структуре продаж алкогольной продукции в Петербурге в прошлом году действительно снизился до 30% (с 40% в 2012-м). Покупать алкоголя горожане стали меньше, а вот пить при этом - больше.

Нет повода бросить

- Сейчас в России нет никаких предпосылок для снижения употребления алкоголя, - говорит Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА». - Я не вижу ни улучшения социально-экономических показателей, ни роста качества жизни населения, ни повышения культурного уровня. С чего вдруг россияне бы решили бросить пить? Да, формально продажи как водки, так и пива падают. Но количество выпитого на душу населения остаётся как минимум прежним. Просто из-за значительного удорожания крепкого алкоголя люди переходят на нелегальную продукцию и суррогат. Кроме того, сильно влияют на потребление демографические изменения. Например, с 1990-го по 1998-й в стране был демографический провал - детей рождалось в 3 раза меньше, чем в обычные годы. С 2008 года эти выросшие дети стали выходить на рынок пива, в 2015-2016-м они выйдут на рынок крепкого алкоголя, и мы будем иметь снижение потребления. Только потому, что количество потребителей - меньше.

Я бы хотел отметить, что Россия - это не страна алкоголиков. У нас объём потребления на душу населения такой же, как в Евросоюзе в целом. Но мы преимущественно пьём крепкий и нелегально-суррогатный алкоголь. Ни в одной цивилизованной стране мира такого нет. На Западе работает принцип доступности качественного алкоголя для всех слоёв населения. Даже для бездомных. Посудите сами, в той же Германии только на пособие по безработице можно купить более 220 бутылок водки. В России на МРОТ можно приобрести 40. Я уже не говорю про вино.

За период с 2009-го по 2014 годы цена на бутылку водки выросла в 5 раз, но уровень жизни, доходы населения при этом не подтянулись и пить никто не бросил. В итоге за последние четыре года объём потребления суррогатов в стране вырос в два раза. И сегодня 65% выпиваемого крепкого алкоголя в России - это нелегальная продукция, произведённая промышленным способом.

В советское время в Ленинграде тоже пили водку и портвейн, но в 1,5 раза меньше, чем сейчас. А вот вина употребляли в 5 раз больше, чем сейчас, так как в городе была сформирована культура пития. И Ленинград в этом отношении действительно был культурной столицей. Сегодняшний Петербург, увы, пока находится в водочно-суррогатном хмелю.

На вино - не хватает


Игорь Шарбатов, президент Ассоциации сомелье Санкт-Петербурга:

- После развала Советского Союза культура употребления спиртных напитков в России резко изменилась: вину люди стали предпочитать пиво и водку. Но в последние годы ситуация всё же улучшилась. Люди путешествуют по миру, выясняют, что картошке с мясом и стакану водки есть альтернатива… И если мы посмотрим статистику десятилетней давности, то увидим, что вместо сегодняшних 30-40% от общего употребления спиртного доля водки составляла все 70-80%.

Другое дело, что цена бутылки хорошего вина в России остаётся непомерно высокой. Например, если в Европе бутылка столового вина стоит 1,5-2 евро, то после уплаты всех пошлин и налогов к российским импортёрам она попадёт уже за 4,5-6 - в три раза дороже.
Далее супермаркеты сделают наценку в 30-40%, а рестораны - в 250-300%. Все эти накрутки, поборы, откаты, свойственные любому виду российского бизнеса, зачастую делают качественную продукцию недоступной для людей. А иностранцы, приезжающие в город, никак не могут понять, почему их столовое вино у нас порой стоит как элитное. И если петербуржцы ещё могут себе позволить купить бутылку хорошего вина, то жителям Ленинградской области такие напитки не по карману.

О каком «Шабли» можно говорить в посёлке Марьино или деревне Морозово? Чем выше доход населения, тем больше оно ценит вино. Пример тому - скандинавские страны, которые, казалось бы, как северяне, также должны употреблять крепкое спиртное, но всё чаще предпочитают вино.

К слову, раньше в Ленинграде работали дегустационные салоны. Стоит только вспомнить дегустационный зал «Нектар» на Московском проспекте, где горожан учили выбирать и употреблять алкоголь. Сейчас дегустации периодически проходят в винных бутиках, но мало кто об этом знает.

Алкоуроки?

Елена Киселёва, депутат Зак-собрания СПб, член постоянной комиссии по соцполитике и здравоохранению:

- В последнее время здоровье нации наконец-то стало ставиться выше доходности государства от продажи алкоголя. И практических шагов по борьбе с алкоголизацией населения предпринимается немало. Это ограничение времени продажи, запрет на рекламу в СМИ, повышение акцизов на спиртное. При должном исполнении всё это может дать положительный эффект. И здесь сами петербуржцы также должны проявлять инициативу. Например, не так давно ко мне обращались жители Колпинского района, где, несмотря на все запреты, бойко шла торговля спиртным в ночное время. Эти точки удалось закрыть. Параллельно пропагандируется здоровый образ жизни. И спиртное становится менее популярным у молодых людей. Я отмечаю, что на улицах Петербурга люди с банками пива в руках стали встречаться реже. Было бы целесообразно обучать молодёжь правильному употреблению алкоголя. Ввести что-то типа алкоуроков, чтобы информацию о спиртном они черпали не в подворотне.

Меньше пить не стали


Георгий Ливанов, главный токсиколог Санкт-Петербурга, профессор:

- К моему сожалению, за последние годы жители Санкт-Петербурга пить меньше не стали. Об этом говорит и статистика. Так, в 2013 году в НИИ скорой помощи им И. И. Джанелидзе были доставлены 62 117 пациентов, из них треть - почти 20 тысяч человек (!) - в состоянии алкогольного опьянения. В 2012 году цифры были примерно те же.

Число пациентов с алкогольным отравлением так же из года в год примерно одинаково. Например, в 2013 году были госпитализированы 1239 таких пациентов, а 3621 человеку, отравившемуся алкоголем, помощь была оказана амбулаторно. Для 25 пациентов отравление закончилось летальным исходом (в 2012 году смертей было 22). Но хочу отметить, что в основном люди травятся не суррогатами.

В прошлом году таких случаев было 8, в 2012-м - 4. На тот свет петербуржцев отправляет обычная водка. Причём некоторым для этого хватает и стакана горячительного напитка. На мой взгляд, проблему алкоголизма удастся решить тогда, когда у людей будет личная заинтересованность в трезвом образе жизни, появится стимул не пить. Сейчас такого фактически нет. Молодые люди из обычных семей знают, что даже если они бросят пить и начнут честно трудиться, то вряд ли смогут заработать, например, на квартиру, купить приличную машину. Не видя перспектив, они продолжают тянуться к бутылке.

Справка:


Рынок алкогольных напитков принято делить на три сектора: легальную, нелегальную и суррогатную продукцию. Суррогаты - это спиртосодержащие жидкости двойного назначения (чистящие, гигиенические средства и проч.), самогон, аптечные настойки и подпольная водка, производимая в гаражах и продаваемая с рук. Нелегальную (безакцизную) водку в основном производят на предприятиях без лицензии. В этом году россияне выпьют около 2,5 млрд литров водки, из них - примерно миллиард литров суррогата, 500 млн нелегальной продукции и миллиард - легальной.



Кстати

Подорожание водки в СССР в 1981 году (цена повысилась до 5 рублей 30 копеек) породило целый виток народного творчества. В Ленинграде был популярен такой стишок:

«Была три, а стала пять -
всё равно мы будем брать,
даже если станет восемь -
всё равно мы пить не бросим.
Передайте Ильичу, -
нам и десять по плечу!
Если цены станут больше,
то мы сделаем, как в Польше.
Если будет двадцать пять -
Будем Зимний брать опять!




Ольга Сальникова, АиФ - Санкт-Петербург
 

28.04.2014