Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Градус в кризисе

Орловский рынок алкогольной продукции и этилового спирта лихорадит. Не успели судебные приставы арестовать имущество спиртоводочного комбината «Орловская крепость», как появилась информация о «распиле» собственности другого завода – ОАО «Этанол». Впрочем, сложности испытывает не только региональный, но и весь отечественный алкопромышленный сектор. Неужели производство спирта и алкоголя на Руси стало невыгодно?

Беда отрасли

По данным Росстата, в прошлом году производство легальной водки в стране снизилось на 12 процентов, до 85,7 млн дал. В январе этого года падение продолжилось. Промышленники разлили 2,2 млн дал водки. Это на 28,9 процента ниже уровня прошлого года.

В Орловской области ситуация еще мрачнее. По информации и.о. руководителя регионального департамента сельского хозяйства Владимира Коротеева, в этом году ликеро-водочные изделия и спирт на Орловщине не производили. С плюсом за январь-март сработало только ОАО «Орловский винодельческий завод». Здесь выпустили 5,26 тыс. дал алкогольной продукции, что составляет 134 процента к 2013 году.

– Увы, легально изготовлять алкоголь и спирт в последнее время стало невыгодно, – комментирует ситуацию представитель одного из пострадавших региональных заводов, пожелавший остаться анонимным. – Нашу деятельность задавили непомерные акцизы, подпольщики, техническое переоснащение и ритейлеры, требующие от нас все большие и большие бонусы. Правительство борется с нелегальным алкоголем, но в итоге страдают законные производители.

По словам Татьяны Астаховой, экономического аналитика, руководителя орловских бизнес-курсов, то, что сейчас происходит с российской в целом и региональной алкогольной промышленностью в частности, вполне предсказуемо и закономерно.

– Предпосылкой нынешнего кризиса, на мой взгляд, стало решение правительства РФ восемь лет назад ввести Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), предназначенную для контроля над объемом производства и оборота спирта и готового алкоголя, – говорит эксперт.

Как считает Татьяна Астахова, отрасль «добили» в 2009 году, обязав производителей оснастить предприятия дорогостоящим оборудованием для переработки или утилизации барды (основного отхода спиртового производства).

К чему привели алкогольные пертурбации, можно оценить на примере Орловской области. Сегодня в регионе, по данным областной администрации, существуют четыре предприятия, выпускающих алкогольную продукцию: ЗАО «Орловский кристалл», ОАО «Этанол», ООО «МСВК «Орловская крепость», ОАО «Орловский винодельческий завод». В 2014 году алкогольную продукцию производит только ОАО «Орловский винодельческий завод».

Не спиртом единым…

А ведь когда-то в Орловской области функционировало шесть спиртзаводов и четыре производителя алкогольной продукции. Еще десять лет назад в регионе разливали 2509 тыс. дал спирта.

В последние годы на Орловщине производством этилового спирта заведовал ОАО «Этанол», для которого настали нелегкие времена. В январе прошлого года завод остановил свою деятельность. Счета и имущество предприятия, получившего в 2012 году прибыль в 27,7 млн рублей, арестовали. Причиной стали долги в 56 млн рублей. На сворачивание производства повлияло и отсутствие оборудования для хранения спирта и сушки барды. Из-за этого в марте прошлого года завод лишили лицензии. Никто не сомневался, что предприятие поднимется с колен. Ведь основной его собственник – ООО «Объединенные спиртовые заводы», под чьим контролем находится фактически весь отечественный рынок этилового спирта.

Осенью 2013 года владельцы ОАО «Этанол» обещали возобновить производство. Закончить установку требуемого оборудования компания планировала к 1 апреля 2014 года. Но вместо этого на заводе сократили 100 из 137 сотрудников, а на днях начали ликвидацию оборудования – резали и вывозили производственные линии и станки.

На прошлой неделе и.о. первого заместителя губернатора Александр Бударин провел экстренное совещание на ОАО «Этанол». Чиновник подчеркнул, что нельзя допустить, чтобы предприятие остановило работу. И, как уточнил «ОВ» Владимир Коротеев, сейчас собственниками завода ведется работа по поиску потенциального инвестора.

«Крепость» сдали?

Не менее сложная ситуация и на заводе «Орловская крепость». Как писал в прошлом номере «ОВ», судебные приставы возбудили исполнительное производство о взыскании с ООО «Мценский спиртоводочный комбинат «Орловская крепость» неоплаченной задолженности. Размер долга перед налоговыми органами у компании, принадлежащей алкогольному дистрибьютору «Рекольт», превышает 104 млн рублей.

Иски о признании спиртзавода банкротом ложатся на стол судей, начиная с 2007 года. Однако только последнее ходатайство было удовлетворено. 26 февраля этого года на «Орловской крепости» ввели процедуру наблюдения из-за долга в 2,015 млн рублей. Истцом выступил бывший владелец завода – ОАО «Стройтрансгаз». Именно ему комбинат задолжал озвученную сумму.

– В отношении «Орловской крепости» возбуждена процедура банкротства, которую поддерживает и налоговая инспекция, – говорит Иван Грачев, глава Мценского района. – Для нас банкротство одного из бюджетообразующих предприятий было бы крайне нежелательно. Это ощутимый удар для амчан.

Сегодня часть сотрудников завода находится в неоплачиваемом отпуске...

По предположению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, завод «еле-еле сводит концы с концами» и в ближайшие годы «обречен». «За последние пять-шесть лет производителей водки стало в два раза меньше. Заводы с низким объемом производства, подобные «Орловской крепости», закроются в ближайшие год-два. Система гарантированного сбыта в сложившихся условиях – единственное, что позволяет оставаться заводу на плаву. Пока владелец завода – дистрибьюторская компания, которая продает товары по своим сетям, комбинат может выжить. Однако введение процедуры наблюдения может говорить о том, что «Рекольт» решил освободиться от актива, чтобы обратиться к крупным заводам и не иметь дела с производством напрямую», – передает газета «Коммерсант» слова г-на Дробиза.

Так есть ли перспективы у «Орловской крепости»?

– В настоящее время ООО «МСВК «Орловская крепость» имеет задолженность по налогам и сборам, в связи с чем не может приобрести специальные федеральные марки. После погашения задолженности предприятие возобновит работу, – пояснили в региональном департаменте сельского хозяйства.

Только вот сами промышленники в радужное будущее верят с трудом. И в качестве довода приводят ЗАО «Орловский кристалл», где не первый год ведется работа по привлечению инвестора.

Последний герой

– Сейчас мы единственный работающий комбинат в сегменте производства алкоголя на Орловщине, – говорит Вячеслав Шилов, директор ОАО «Орловский винодельческий завод». – Выжить в нынешних экономических условиях – задача не из легких. По итогам прошлого года наши показатели упали на 40 процентов. А все почему? Из-за введения новых технических норм в рамках системы ЕГАИС.

Поясним. С 1 июля прошлого года автоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции призвали к лицензированию. Транспорт обязали оснащать специальными средствами регистрации. То есть отныне вся информация о передвижении машины передается в автоматизированную систему контроля перевозок.

– А это дополнительные затраты, – сетует Вячеслав Шилов. – Имеем ли мы поддержку из бюджета? Нет. И как прикажете нам выживать?

Кстати о поддержке. Как уточнили «ОВ» областные чиновники, в соответствии с действующим законодательством РФ финансовая поддержка из бюджета Орловской области юридическим лицам, осуществляющим производство и реализацию алкогольной продукции, запрещена.

Самогонщики вышли из тени

– Пока государство прессует легальных производителей алкоголя, контрафакт заполняет рынок, – говорит Татьяна Астахова.

Резкое подорожание акцизов, а следовательно, и минимальной стоимости бутылки водки до 199 рублей в марте этого года стимулирует интерес к суррогатным, сомнительного качества, но зато более дешевым высокоградусным напиткам.

– За последний год объем «левого» рынка вырос вдвое, что не является пределом, – поделился с газетой «Коммерсант» Дмитрий Добров, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции.

Ну а что мы, собственно, ждали? Производитель «левой» водки не обращает внимания на лицензионные требования к производственному оборудованию и сетевую розницу, выжимающую последние соки из поставщиков. Его главный аргумент – низкая конечная стоимость. По мнению экспертов, доля контрафакта может достигать 50 процентов.

Но то ли еще будет в августе, когда минимальную стоимость бутылки водки поднимут до 220 рублей...


Виталия Плахова, «Орловский вестник»
 

15.04.2014