Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Как москвичи отреагировали на повышение цен на водку

С 11 марта 2014 года вступил в силу приказ Росалкогольрегулирования о повышении минимальной цены на водку, коньяк и бренди. Розничная цена пол-литровой бутылки водки выросла со 170 до 199 рублей.

А в августе произойдёт второе повышение цен – «беленькая» подорожает до 220 рублей. Взлёт цен Росалкогольрегулирование объясняет увеличением ставки акциза на крепкий алкоголь, подорожанием зерна и винограда, а также повышением тарифов на электричество и газ.

Мы провели рейд по столичным магазинам и выяснили, как москвичи восприняли очередное повышение цен.

«Можно нецензурно ответить?» - спрашивает машинист прессового цеха Сергей, собираясь прокомментировать новость о подорожании крепкого алкоголя. Он допивает третью бутылку пива, стоя у супермаркета на фоне витрин с изображением аппетитных слив в капельках воды. Руки у Сергея чёрные, с потрескавшейся кожей, на груди - сигаретный пепел. Рост цен на водку он воспринимает исключительно как борьбу с пьянством и недобрым словом вспоминает Михаила Горбачёва с его антиалкогольной компанией, во время которой народ затаривался в аптеке и пил всё, что горит. «Запретом ничего не добьёшься, - рассуждает Сергей, - людям надо дать выбор. Вот что ты выберешь - водку за 200 рублей или билет в театр за 1200? Что подешевле, конечно».

Один из охранников супермаркета тихо-тихо говорит о последствиях роста цен на алкоголь: «Как пили, так и будут пить. Больше будет палёного алкоголя и самогонки». По словам охранника, недавно ему приходилось выпроваживать из магазина пьяных покупателей, возмущавшихся дороговизной алкоголя. Скандалистов, впрочем, и без последнего приказа Росалкогольрегулирования хватает.

В отделе крепкой алкогольной продукции двое молодых людей выбирают водку. В ответ на попытку завязать с ними разговор один из парней - в капюшоне - произносит слегка заплетающимся языком: «Моё время стоит дороже вашего раз в десять». Мы расстаёмся, но вскоре встречаемся у стеллажа с элитным алкоголем, и молодой человек в капюшоне предлагает мне купить бутылку коньяка за 12 тысяч рублей, чтобы ею расплатиться с ним за интервью. «Я такой вот коньяк на лавке на районе пил», - хвастается капюшонистый. Когда он узнал о повышении цен на крепкий алкоголь, то заявил: «Ну и правильно повысили. Это менталитет у русских такой - не работают, а хотят много пить. Если бы они много работали и много пили, всё было бы в порядке».

Торговый представитель фирмы в винном отделе другого популярного супермаркета проверяет наличие товара на полках. «Сейчас пост, - говорит она, - продажи упадут процентов на 40. Но люди как пили, так и пьют». Женщина считает, что покупатели не обратили внимания на повышение цен, к тому же в некоторых магазинах на водку делают скидку, и она стоит по 170 рублей - дешевле, чем положено. Но в этом, по мнению торгового представителя, нет ничего преступного: «А если производителю так выгодно? Это же бизнес, государство не должно ставить ему палки в колёса».

Менеджер того же магазина Ирина отвечает на вопросы односложно, не так чтобы очень дружелюбно, будто в супермаркет нагрянула съёмочная группа программы «Контрольная закупка». По словам женщины, повышение цен на крепкую алкогольную продукцию никак не повлияло на продажи. Впрочем, есть одно важное обстоятельство: «Сейчас праздники, трудно судить, на праздниках люди не особо обращают внимания на стоимость, потому что все хотят… хорошо провести время». На последней фразе Ирина немного замялась, зато с уверенностью подчеркнула, что в их магазине нет ни одной пол-литровой бутылки водки дешевле 199 рублей.

Самая дешёвая водка в еще одном крупном супермаркете - четвертинка «Путинка» за 173 рубля (в других магазинах «Путинка» по дешевизне уступает «Старой Москве», которая стоит 139 рублей). «Это сбор денег с народа, - говорит помятого вида дедушка по поводу повышения цен. - Вот вчера хорошая водочка была, питерская, а сегодня её нет», - он сидит на корточках и выбирает подходящую бутылку. А вот девушка, везя перед собой коляску с продуктами, на ходу берёт с полки «хохляцкую» водку для своего отца. Она обратила внимание на новую цену, но покупать более дешёвую водку не собирается: «Это уже проверенная».

Интеллигентный мужчина, покупая один из самых дешёвых бренди, вопрошает: «Цены повысили, ну а что делать? Я ж ничего не могу поделать. Удовольствия от этого не испытываю. Куда деваться?». Женщина с опухшим лицом признаётся, что любит «водочку», а всяким там вином и шампанским «не занимается». По её словам, водка резко подорожала уже 10 марта - именно тогда она обнаружила, что пол-литра «Белого медведя» стоит не 170, а целых 250 рублей.

Менеджер магазина Кристина рассказывает, что их магазин ещё с января готовился к повышению цен на крепкий алкоголь: «К нам приходили, проверяли, спрашивали “Вы в курсе?” Мы сразу поменяли цены, как только поставщики сообщили нам о готовящемся повышении цен». Во время разговора Кристина кокетливо, словно поправляя причёску или складки платья, передвигает на полках бутылки с водкой. «В последнее время, - говорит менеджер, - растут цены почти на все продукты, и люди всё чаще жалуются на дороговизну. А рост цен связан с подорожанием иностранной валюты, а также сырья и упаковки. И, между прочим, вино в нынешнем году покупают чаще, чем водку».

Большинство москвичей, судя по всему, толком и не заметили повышения цен на крепкий алкоголь. «Всем по фигу, праздники!» - реагирует на кассе одного из минимаркетов жизнерадостный покупатель на вступление в силу приказа Росалкогольрегулирования. «Говорят, что народ нищий. Пусть и нищий, но водку себе позволить может», - вторит клиенту сотрудница минимаркета. Как и многие, она убеждена, что люди в России пили, пьют и будут пить несмотря ни на что.

У касс в людях вообще пробуждаются, наверное, самые ярые философы. Многие с ростом цен на водку смиряются, как уже смирились, например, с повышением тарифов на электроэнергию. Некоторые вдаются в политику: «Государство должно национализировать алкоголь, чтоб человек, покупая водку, был уверен, что не отравится».

Лысоватый мужчина, вынув из ушей наушники, говорит с жаром: «Пусть мне объяснят, куда идут деньги с акцизов! Я против, чтобы деньги шли на затыкание дыр нашей ущербной экономики. Грабят население!» Он, кстати, согласен платить и в два, и в три раза больше за алкоголь, если деньги от его продажи будут поступать в детские дома или больницы.

…А мимо супермаркетов с водкой за 199 рублей и покупателей с их роптанием на вздорожание мелкими шажочками семенит женщина с лыжной палкой вместо тросточки и набитыми тряпьём пакетами, один из которых она наверняка подкладывает себе ночью под голову. Беззубая, с хлебной крошкой на губе, бездомная говорит: «Я раньше пила, теперь бросила, только курю, как же я без курева?» - и удаляется, вежливо пожелав на прощание всего доброго.

/кстати

Как считают некоторые эксперты, государство прилично зарабатывает на повышении акцизов на алкоголь. В 2012 году за счёт акцизов на алкогольную продукцию в казну поступило 250 миллиардов рублей, в 2013 году - 310 миллиардов, а в 2014 поступит около 350 миллиардов. При этом отмечается, что власти позаботились о потребителях, повысив цены на крепкий алкоголь после праздников - 23 февраля и 8 марта.

/любопытно

Почти все, с кем мы пообщались, обречённо восприняли рост цен на крепкий алкоголь - что, мол, поделаешь, жизнь такая! Особенно, конечно, это касается людей с низким уровнем достатка, которые частенько выпивают и с точностью до копейки знают, сколько стоит их любимая водка. Они скрепя сердце раскошеливаются на лишние 30 рублей, хотя вполне могли бы ещё накануне закупиться «по дешевке» хоть на целый год вперёд. Свою нерасчётливость любители спиртного объясняют отсутствием денег или наличием чувства собственного достоинства: «Ты что, думаешь, я алкоголик?». А кому-то не повезло закупиться заранее, потому что некоторые магазины, перестраховываясь, подняли цены ещё до вступления в силу закона Росалкогольрегулирования.

Более-менее обеспеченные покупатели, для которых 20-30 рублей не большие деньги, восприняли повышение цены на крепкий алкоголь спокойнее: «Это же не хлеб». Так же, как и люди с низкими доходами, они считают это очередной несправедливостью со стороны государства, которое всячески пытается «выдоить» население, но и они тоже обречённо разводят руками.


Ушаков Олег, sobesednik.ru
 

14.03.2014