Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Пить или не пить?

Рубрика «Диспут» вновь возвращается на страницы «МВ». Авторы издания высказывают свою точку зрения по поводу эффективности мер, направленных на усиление борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Сократ

Борьба с алкоголем ведется, наверное, с тех же времен, когда человечество открыло для себя опьяняющие свойства забродившего фруктового сока. Первый закон о запрете вина появился еще полторы тысячи лет назад в Китае. Пьянство высмеивается и осуждается в сказках и легендах всех народов мира.


В России официальная борьба с ним началась в XVII веке и продолжается с разной степенью активности до сих пор. Вот только к чему она ведет и насколько успешна?

Цель у современной антиалкогольной кампании традиционная: снижение потребления алкоголя. А «протрезвевший» народ должен стать и здоровее, и работоспособнее, и законопослушнее. Только вот принимаемые меры выглядят иногда малоэффективными, а порой и вовсе странными. В последние годы власти запретили рекламу в СМИ и Интернете, ограничили продажу алкоголя в ночное время, увеличили количество социальной рекламы, пропагандирующей отказ от алкоголя. И если верить статистике, изменения в лучшую сторону уже появились: уменьшилось среднее потребление спиртного, снизилась преступность, особенно уличная и молодежная. Но это лишь статистика. Она, например, не учитывает количества выпитого самогона и поддельных напитков. Или употребление алкоголя подростками.

Запрещение рекламы и ограничение времени продажи давно применяют во многих странах. В России при Николае II в 1914 году ввели полный запрет на производство алкогольной продукции. Если была принята столь суровая мера, значит, пили очень много. Запрет этот уже в 1916 году получил высочайшую оценку: «Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток». Только вот почему в последующие годы произошли две революции и началась гражданская война, если все было настолько хорошо?

Не так давно был опыт введения «сухого закона» в СССР. Народ на него отреагировал множеством шуток, ударным самогоноварением, а также массовым употреблением различных спиртосодержащих жидкостей, вплоть до одеколона, аптечных настоек и клея «БФ». А доход от подпольной торговли алкоголем стал основным для зарождавшихся в те годы преступных группировок, получивших известность в 90-е. Кстати сказать, по данным опроса 2006 года, антиалкогольную кампанию времен Горбачева положительно оценили 58% опрошенных, и только 15% считают, что она дала нужные результаты. Что, если не результаты, одобрили остальные 43% – не совсем понятно.

Если снова обратиться к опыту СССР, то можно заметить: успешная борьба велась с пьянством, а не за абсолютную трезвость. Ограничивали производство крепких напитков (водку в 50 и 56 градусов вообще сняли с производства) в пользу слабоалкогольных. Профилактику вели молодежные и общественные организации, и довольно успешно. Также работали вытрезвители, не так давно закрытые по всей России. Кстати, их существование действительно снижало и уровень преступности, и смертность в результате несчастных случаев с участием пьяных людей. В конце концов, пить или не пить в общем-то личное дело каждого. Серьезную опасность представляет не само употребление алкоголя, а его последствия: совершается огромное количество бытовых и уголовных преступлений, в большинстве серьезных ДТП виноваты нетрезвые водители, из-за алкоголизма родителей распадаются семьи и страдают дети. И ограничениями продаж и рекламы тут не помочь – продолжают и будут продолжать пить самогон и суррогаты, да и не проблема купить впрок, были бы деньги.

Так, кстати, поступают многие, не только алкоголики в медицинском смысле. После введения ограничений на продажу держат дома запас «на всякий случай», а если закупают для компании, то уж с лихвой – на тот же случай. Не приводит, таким образом, запрет к меньшему потреблению: раз купили, то почему бы не выпить? Если раньше приобретали бутылками, то теперь ящиками – за добавкой ночью сходить не получится.
Говоря о вреде алкоголя, сегодня почему-то не уделяют должного внимания качеству опьяняющей продукции. Низкокачественные вина, например, вредят здоровью куда серьезнее натуральных. А энергетические напитки, так популярные среди молодежи и катастрофически разрушающие организм? Почему-то рассуждают о повышении минимальной цены на водку, но не о серьезной борьбе с самогоноварением. Более того, производить самогон можно вполне легально – «для собственного употребления». Нормы нигде не указаны, так что наказание возможно лишь в случае доказанного факта продажи.

Илья ТОКАРЕВ


Не жаль вина – жаль ума. Народная мудрость

В древней Спарте, дабы отвратить юношей от чрезмерного употребления вина, в школах меж обеденных столов водили пьяных рабов. Молодежь с отвращением смотрела на непотребства илотов и думала: «Неужели не могли придумать чего получше? Только аппетит испортили». Со времен античности борьба за трезвость скептически оценивалась большинством современников, однако неизменно приносила плоды. Спартанцы, кстати, во многом благодаря особой системе воспитания одержали победу в Пелопонесской войне и установили свою гегемонию на территории практически всей древней Эллады.


Что же касается русской истории, антиалкогольный фактор и здесь сыграл немаловажную роль. Перед началом Первой мировой в Российской империи был принят «сухой закон». Стране пророчили «пьяные» бунты, провальный бюджет, стагнацию экономики, но уже к 1915 году в России резко сократилось количество душевнобольных, сифилитиков, разбитых параличом и самоубийц. Да, «в терновом венце революций» пришел семнадцатый год. Можно по-разному относиться к тому, что тогда произошло. Некоторые даже считают: кашу с революциями заварили из-за «сухого закона», однако глупо отрицать, что это были события вселенского масштаба, повлиявшие на ход истории не только нашей страны, но и всего мира. Смог ли бы отравленный, деморализованный пьянством народ совершить подобное и не сломаться? Закон действовал до 1923 года, однако благодаря ему вплоть до пятидесятых годов прошлого столетия преемник Российской империи, теперь уже победивший фашизм СССР, оставался одной из самых малопьющих и высокоразвитых держав мира. Случались, конечно же, и перегибы. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» от 17 мая 1985 года и связанные с ним ограничения по продаже алкогольной продукции привели к увеличению потребления алкогольных суррогатов. Правда, политуру и тройной одеколон пили в основном безнадежные алкаши и маргиналы. Нормальные мужики занимались другим. В период с 1986 по1990 год в стране резко повысились демографические показатели. Более того, продолжительность жизни мужского населения увеличилась на 2,5 года. Да и количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, уменьшилось в несколько раз.

Нет, ограничивать надо! Взять, к примеру, Закон Липецкой области от 29.12.2012 г. № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области». Вследствие его принятия алкоголь отнюдь не стал редкостью, однако ограничения по его продаже и рекламе заметно снизили потребление. Можно не доверять статистике, но только не собственным глазам. Свидетельствую лично.

Пешеходный проспект по улице Космонавтов буквально пару лет назад превращался вечерами в одну огромную пивнушку. Обилие и доступность предлагаемых ячменных напитков притягивали внимание. Вот же они, полтора литра веселья по сходной цене! Что еще нужно? А вокруг, кроме пенного, и нет ничего. Утоляла жажду молодежь, что называется, не отходя от кассы. «Жигулевское» с «Клинским» подстерегали в любом киоске – за пивными этикетками на витринах не было видно лица продавщицы. «Особо алчущие» запрокидывали баклажки ночь напролет: во многих торговых точках отпускали круглосуточно. Теперь этого нет. Большинство молодежи, проходящей по проспекту сегодня, ищет другие варианты досуга. Естественно, кто-то отправится в кафе и бары, некоторые предпочтут закупиться и «посидеть» дома. Но собираться так каждый день все равно не получится. Перманентная пьянка оpen air закончилась.

«Руси есть веселие пити, не можем без того быти…» Независимо от нашего желания слова эти в России будут актуальны всегда. Но если эту традицию, потребность, психологическую зависимость (называйте, как хотите) окончательно не искоренить, следует, насколько возможно, минимизировать ее разрушительный потенциал. Закон оказал свое положительное воздействие. Быть может, стоит попробовать подойти к дальнейшему решению этой проблемы еще и нестандартно. У нас много объединений трезвенников, но нет ни одного, например, пропагандирующего культуру пития. А говорить об этом, на мой взгляд, необходимо. Например, о качестве покупаемой продукции. Один знакомый врач сказал, что доступная по цене водка сегодня изготавливается из... нефти. Натурального вина в магазинах днем с огнем не найти: спирт, вода, сахар, ароматические добавки и красители. Пиво не варят – оно порошковое. И мы все это пьем? Нет, я вовсе не призываю расчехлить дедовский самогонный аппарат, просто надеюсь на то, что мы все-таки научимся себя уважать.

Евгений КОЗЛОВ


"Молодежный вестник"
 

14.02.2014