Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Трендом на рынке тарного стекла в 2014 году, по мнению экспертов, будет демпинг

Прошлый год выдался для отрасли крайне сложным. Фактор, оказавший значительное влияние на рынок — снижение объёмов производимого в стране крепкого алкоголя и пива вследствие новых норм госрегулирования. По итогам 2013 года более чем на 20% снизилось производство водки, а объёмы производства пива по разным оценкам упали более чем на 30%. В европейской части страны производственные мощности превышают потребности внутреннего рынка как минимум на 40 % — 24 млрд бутылок против 14,5 млрд. Предприятия стекольной промышленности работают, по сути, на склад.

«Скорее всего, производители пива уже не вернутся на уровень продаж, какой у них был раньше, да и ликеро-водочные заводы едва ли получат прежние цифры производства, — комментирует ситуацию на рынке коммерческий директор ОАО «Новосибирский завод «Экран» Антон Мор. — Просто рынок приспособится к новой реальности. Сейчас есть явный избыток стекольных мощностей, которые рынку не нужны». Уже на начало года 6 миллионов невостребованных пивных бутылок хранилось на складах завода «Экран».

По мнению экспертов, появление еще одного игрока на сибирском рынке тарного стекла ситуацию только обострит. К концу текущего года ООО «Объединенные стекольные заводы — Новосибирск», входящее в группу ЧСЗиК, планирует запустить завод по производству 664 млн бутылок в год. Инвестиции в проект составят почти 5,6 млрд руб.

«Достаточно открыть любую статистику, и будет понятно, что в России идет перепроизводство стекла, и неважно, где будет открыт завод, в любой точке России — везде будет перепроизводство» – делится мнением директор торгового дома «СеверскСтекло» Сергей Жолнеров.

Сегодня ситуацию на стекольном рынке можно охарактеризовать как «рынок заказчика», а это значит только одно — снижение цены конечной продукции. В ситуации давления со стороны клиента при всех прочих равных условиях производства и качества на первый план выходит стоимость, и единственный вариант, к которому останется прибегнуть игрокам рынка — демпинг. Как правило, это метод тех, кто на рынок заходит — других инструментов закрепиться у них просто нет. Уплотнение же конкурентного поля «игру в демпинг» разгонит еще больше.

Директор компании «Новоформ», крупного в Сибири поставщика формокомплектов для стеклотары, Владимир Каминский: «В европейской части России перепроизводство стеклотары — это факт очевидный, и это же наблюдается в нашем регионе. Берите Стеклотех, Омск, заводы, которые близко расположены к Уралу, например, Машга, Селовер, Факел, Экран, Северский стекольный завод — у всех просто сумасшедшие остатки на складах. Поэтому вводить какие-то дополнительные производственные мощности для производства стеклотары не вижу никакого смысла. Более того, это может привести к нездоровой конкуренции, которая называется демпинг. А это по существу никому не нужно. Потому что демпинг — это по определению война слабых».

Безусловно, на ценовые войны, которые будут идти на рынке, можно не обращать внимания, если в конечном итоге это не скажется на людях, а зависимость здесь прямая. «Игра в демпинг» всегда приводит к выбываю как минимум одного игрока. В случае с сибирским регионом — «Северскстекло» уже не игрок, а значит, остаются двое, одному из которых также придётся уйти.

«Предположим, что этот новый стекольный завод составит сильную конкуренцию заводу «Экран», — размышляет Владимир Каминский. — «Экран» в силу каких-то причин прекратит свою работу. И его место на рынке займет новый завод. Ну, а в плане социальной ответственности администрации это что дает? На новом заводе появится несколько сот рабочих мест, но ведь будет потеряна та тысяча рабочих мест, которая уже есть на заводе «Экран». А дальше — как это отразится на налогах, которые собирает наша область, на занятости? Как это отразится на тех людях, которые уже работают на «Экране» и кормят свои семьи? С ними что будет? Создадим 500 новых рабочих мест, но потеряем тысячу существующих».

«Игра в демпинг» — это игра по принуждению. В неё никто играть не хочет, но вынуждены: одни, чтобы на рынок выйти, другие, чтобы на рынке остаться. Но главное даже не это — главное то, что проигрывают все. Возможно, лучше и не начинать.

Иван Швец

Материал предоставлен Аналитическим центром регионального делового журнала «Эксперт-Сибирь»
 
upakovano.ru
11.02.2014