Вторник, 16 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая



Новинка Инкерманского завода марочных вин: коллекция сортовых игристых вин WINEMAKER’S SELECTION



Novabev Group и Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат "Арарат" подписали соглашение о продлении партнерства




 
Рюмка «монопольки» на столе

«МК» стал известен тайный фискальный план государства. В недрах Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству уже готова программа, предусматривающая кардинальное изменение отечественного законодательства в сфере госрегулировании алкогольного рынка. Речь идет прежде всего о том, чтобы вернуть государственную монополию на продажу (как розничную, так и оптовую) всех видов горячительных напитков. О национализации ликеро-водочных заводов речи пока не идет. Но дело может дойти и до этого.

Ничто не ново в этом мире. Правители многих стран и народов и во все времена пытались выжать из потребителей горячительных напитков как можно больше денег. И небезуспешно. Особенно изобретательными были фискалы в позднесредневековой Франции. Именно они и придумали винные откупа и акцизы (в последнем случае это налог на греховное поведение).

Возьмем откупа. Как же это гениально и просто! Богатый купец, имеющий связи при дворе, или даже вельможа платит королю вперед бешеные деньги. За что получает исключительное право на определенное время в какой-нибудь провинции продавать вино только в свою пользу. Цена на него, естественно, взлетала до небес. Но простой человек, чтобы забыться, готов заложить даже будущий урожай. В России в XVIII веке было что-то подобное, но на более низком уровне. Екатерина Великая запретила производство алкогольных напитков всем, кроме дворян. Те на этой привилегии хорошо поднялись, если, конечно, сами выпивали умеренно. А, например, в той части Речи Посполитой, которая отошла России, польские помещики передавали (небезвозмездно) свои «винные» права шинкарям. Дело доходило до того, что крепостных крестьян, зачастивших в местные питейные заведения, пришлось спасать от голода лично Павлу I. Но при этом все власть имущие на винном производстве и продаже исправно зарабатывали, причем зачастую несоразмерно прочим доходам.

Еще более известный исторический факт — государственная винная монополия, продавленная министром финансов Сергеем Витте в 1897 году. Считается, что во всех смыслах удачнее налогового маневра просто не было. С одной стороны, у казны перестала болеть голова из-за сбора «горячительных» акцизов. И в те времена мошенников и «уклонистов» было немало. Винные заводы в основном остались частными, но реализация водки российского производства шла только через государственные винные лавки. Деньги в бюджет полились рекой. Но, с другой стороны, Витте удалось сдержать и нарастающую алкоголизацию городских низов и крестьянства. «Монополька» стоила недешево (для бедных слоев населения), а главное, в долг в гославках не давали.

А более обеспеченные классы могли спокойно покупать в частных магазинах, которым было разрешено торговать дорогими импортными напитками.

Так что Николай II зря объявил «сухой закон» в начале Первой мировой. И бюджет поиссяк, и трудящихся, изголодавшихся по «хлебному вину», толкнул в объятия революционеров.

Наконец, апофеоз государственной винной монополии показал СССР. Как известно, все производство и вся торговля тогда принадлежала государству. Очень удобно для выжимания «пьяных» денег в госказну. Точных цифр никто не приводил, но, по ряду оценок, до трети союзного бюджета наполнялось за счет реализации алкоголя любого вида и градуса. Так что и Михаил Горбачев явно повторил ошибку последнего императора, введя жесткие антиалкогольные санкции.

Однако сейчас на дворе не планово-директивная социалистическая экономика, а рынок, пусть и сильно госмонополизированный. С водкой на рынке надо быть предельно осторожным.

По данным Виктора Звагельского, зампреда Комитета Госдумы по экономической политике, на сегодняшний день количество нелегальной продукции на алкогольном рынке составляет 55%. А по оценке председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, в этом году производство легальных крепких напитков уменьшилось минимум на 20%. А во всем виноваты акцизы. Вернее, их слишком быстрый рост. Если ранее их увеличивали на 7–10% в год, то в 2013-м — сразу на треть. То же нас ждет и в новом году. Минимальная цена поллитровки после 1 августа дойдет до 220 рублей.

И это еще не конец. Но при этом мы забыли, что в Казахстане, нашем таможенном союзнике, водка стоит не дороже 70 рублей. Не намного дороже и в Белоруссии. Интересно, зачем мы тянем в Таможенный союз Украину? С ее недорогой горилкой?

Между тем созданному в 2009 году Росалкогольрегулированию удалось к 2011 году «теневой» рынок практически полностью ликвидировать. Зачем так старались?

В результате госмонополия на продажу алкоголя приведет не к благостной ситуации, которая была замечена в Финляндии до развала СССР (в немногих винных магазинах продавалось сверхдорогое спиртное, а пьющие граждане расслаблялись в Ленинграде по субботам), а к свертыванию легального рынка и полной победе самогоноварения и подпольных суррогатов.
 
Московский комсомолец
09.12.2013