Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Драма шардоне. Чем история шардоне похожа на сериал

На какое-то время винный мир объединился под лозунгом ABC — Anything But Chardonnay!

Шардоне у нас что рабыня Изаура. Ну или героиня какого-нибудь еще мелодраматического сериала — не так важно.

Представьте такой сюжет. Жила-была счастливая дама света, переходящая фаворитка богатых и знаменитых — настолько известная, что мужчины представляли ее себе в своих фантазиях, а школьницы клеили ее фото в альбомы. И вдруг что-то случилось, и из-за какого-то пустяка наша красавица оскандалилась. Не с тем пошла в кино, предположим. И на нее спустили собак: журналисты, которым она не дала интервью, домохозяйки, которым она не дала автограф, и олигархи, которым она ничего не дала. Стали копаться в ее прошлом, и выяснилось, что в нем много неясного. Стали считать ее деньги, и обнаружили, что она вся в долгах. Ей перестали присылать приглашения, при встрече перестали целовать ее в щеку, да и встреч начали избегать.

С шардоне вышла та же история. Белый сорт винограда, который, благодаря высокому стилю бургундских вин, принято было считать королевским и который достиг статуса самого распространенного в мире (по площади, 160 000 га, он уступает лишь айрену, а по ареалу распространения — первый), вдруг начал терять популярность. Произошло это из-за профанации калифорнийского стиля, с его низкой кислотностью (теплый климат плюс малолактическая ферментация) и яркой ванилью (выдержка в сильно обожженных бочках из американского дуба). В масштабах разве что не галактических бочку стали заменять на дубовую стружку, а уровень кислотности регулировать добавлением винной кислоты. Надо ли после этого считать странным, что шардоне назвали самым проституирующим сортом в мировом виноделии?

На какое-то время винный мир объединился под лозунгом АВС — Anything But Chardonnay! («Все кроме шардоне!»). Аббревиатура ABC стала появляться на витринах винных баров и бутиков, ее включил в свой тезаурус онлайновый словарь сокращений, поисковики в интернете выдавали на Anything But Chardonnay длинные списки ссылок.

И в родословной шардоне, как назло, обнаружилась путаница.

В течение долгого времени шардоне причисляли к бургундской сортовой семье и считали прямым родственником пино. Для этой гипотезы было достаточное основание — шардоне и пино веками росли рядом, к тому же у них очень похожая форма листа. До середины XX века шардоне и пино блан много где просто путали. Некоторые ампелографы разглядели в шардоне азиатские признаки и посчитали этот сорт дальним родственником муската. Часть ученых склонилась к предположению, что корни надо искать на Ближнем Востоке, а в Европу этот сорт попал с крестоносцами. Сходство с шардоне нашли у какого-то ранее неизвестного сорта, обнаруженного почти случайно на Кипре.

Все как если бы шардоне был совсем не тем сортом, за который себя выдавал.

Последнее слово в его родословную вписали генетики. По результатам исследований ДНК стало ясно, что шардоне — кросс пино нуар и еще одной разновидности винограда, известной как гуэ блан или хейниш. Как и в случае с каберне-совиньоном, история не сохранила для нас имя автора, поэтому скрещивание посчитали случайным.

Сорт гуэ блан появился на территории восточной Франции благодаря римлянам времен императора Проба, которые могли принести его с собой с территории современной Хорватии. Долгое близкое соседство с пино на бургундских виноградниках теоретически можно считать предпосылкой для случайного скрещивания, а так как результаты этого скрещивания — новые лозы — вполне могли отличаться хорошими показателями, их с той же степенью вероятности могли отбирать для дальнейшего размножения. То есть хотя оказалось, что героиня наша — полукровка, но родители ее были из хорошей семьи и искренне любили друг друга.

В сериалах предполагается благополучный конец. Героиня должна оправдаться в глазах сочувствующей аудитории и во имя справедливости получить компенсацию. По законам жанра ближе к началу двухтысячных вина из шардоне освободились от карамельно-ванильного бремени, смыли вульгарный макияж и опять стали любимы.

В 2010 году кто-то из американских блогеров провозгласил, что эпоху АВС можно считать завершенной.

Но зрители уже хотят продолжения.

Автор — куратор проекта «Винотека.ru»
 
Ведомости
06.12.2013