Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Эффективная система здравоохранения важнее, чем борьба с алкоголем и курением

Специалисты опровергли миф, что Россия — чемпион по пьянству. Для здоровья населения, считают они, важнее не борьба с вредными привычками, а эффективное здравоохранение.

Исследование, выполненное в Первом Московском государственном медицинском Университете им. И.М. Сеченова, опровергает некие устоявшиеся мифы и демонстрирует неожиданные закономерности. Группа ученых (А.В. Рагозин, Н.А. Кравченко, В.Б. Розанов) провела в ряде стран статистический анализ нескольких показателей здоровья населения. Результаты, которые были опубликованы в журнале »Здравоохранение», показали, что,

во-первых, Россия не является лидером по потреблению алкоголя, а во-вторых, здоровье населения зависит не от распространенности вредных привычек, а прежде всего от эффективности системы здравоохранения.



Потребление алкоголя (данные ВОЗ за 2010 год) оценивалось по количеству литров чистого спирта в год на душу населения старше 16 лет. Видно, что Россия по этому показателю (11 литров в год) вовсе не «впереди планеты всей». Больше россиян пьют в Ирландии (13,4), Франции (13,2), Австрии (12,7), Португалии (12,2), Германии (11,7), Великобритании (11,5), Южной Корее (11,8). В то же время все перечисленные страны значительно обгоняют Россию по показателям здоровья населения. Наша страна занимает в мировом рейтинге всего лишь 97-е место. Совсем мало пьющие ОАЭ — на 30-м месте. Значительно меньше, чем в России, пьют в США — эта страна находится на 33-м месте. А Германия, Австрия, Франция, несмотря на значительное опережение в потреблении спиртного, занимают 10-е, 12-е и 13-е места мирового рейтинга.



Распространенность курения, по тем же данным ВОЗ 2010 года, определялась среди взрослых людей, курящих сигареты ежедневно. По этому показателю Россия (33,8%) находится в числе лидеров, однако значительно больше курят в Австрии (44%) и Греции (49%), демонстрирующих, однако, лидирующие показатели здоровья населения (Австрия — 12-е, Греция — 16-е место в мировом рейтинге).



Вот что показывает сравнение общих расходов на здравоохранение на душу населения в долларовом эквиваленте по паритету покупательной способности (данные ВОЗ 2010 года). Намного больше других стран тратят США (находясь при этом на скромном 33-м месте в мировом рейтинге здоровья). Впереди даже Куба (на 28-м месте), подушевые расходы которой почти в 20 раз меньше. Велики расходы на здравоохранение в Норвегии (18-е место в рейтинге), в Нидерландах (8-е место), в Дании (26-е место).

Как видно, прямой корреляции между расходами и состоянием здравоохранения не наблюдается.

Из результатов исследования авторы делают вывод: «Борьба с вредными привычками, безусловно, необходима, но, исходя из их социальных причин и трудности изменения сложившихся многолетних стереотипов поведения, вести эту борьбу надо, избегая дискриминации людей и ожидая более или менее значимых результатов лишь в течение жизни нескольких поколений.

Основные же усилия государство должно сконцентрировать на эффективности системы здравоохранения; добиться ощутимых сдвигов в здоровье населения за счет доступности, качества, своевременности, этапности и преемственности медицинской помощи гораздо более реалистично, управляемо и достижимо».

На вопросы «Газеты.Ru» ответил один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Рагозин.

— Что за рейтинг здоровья использовался при анализе? Какие показатели в него входили?

— Этот рейтинг был подготовлен агентством Bloomberg (Bloomberg rankings — The World's Healthiest Countries. Bloomberg, 2012) на основе интегральной оценки ряда данных ВОЗ, ООН и Всемирного банка, касающихся показателей здоровья населения, факторов риска для здоровья и показателей эффективности национальных систем здравоохранения. На сегодняшний день это наиболее авторитетный рейтинг — ВОЗ проводила такую комплексную оценку и сравнение здоровья населения разных стран лишь в 2000 году.

— А как вы определяете эффективность системы здравоохранения?

— Обычно она определяется по соотношению «затраты на здравоохранение/управляемые показатели здоровья населения», то есть это те показатели, на которые могут реально влиять врачи, доступность и качество медицинской помощи, ее профилактическая направленность. Например, вы видите, что Куба (взявшая очень многое из опыта советского здравоохранения) тратит очень немного, но умудряется достигать более высоких показателей, чем например, США, у которых просто астрономические расходы, но нет как таковой системы общедоступной медицинской помощи. Это не значит, что у кубинского здравоохранения нет никаких проблем, но по соотношению затрат и результатов оно работает более эффективно. Или сравните Белоруссию (практически сохранившую «советское» бюджетное централизованное здравоохранение) с Россией, где «советская» система оказалась разрушена, а «страховая» (рыночная) модель так и не заработала из-за отсутствия необходимых для нее объективных условий территориального, демографического и экономического развития: белорусы расходуют на здравоохранение почти в три раза меньше россиян и добиваются гораздо более высоких показателей здоровья населения.

Это важно, поскольку в России обычно звучат требования увеличить расходы на здравоохранение, на самом же деле они не так малы: в 2011 году, по данным ВОЗ, общие расходы (государство + население) составили 6,2% ВВП. Это немало, с учетом реалий российской экономики.

Если же добавить к этой цифре расходы, масштабные для России и не оцениваемые методиками ВОЗ (например, на «ведомственную» медицину, взятки врачам, принимающий массовый характер медицинский туризм и пр.), то эти расходы можно вполне оценить как близкие к 7% ВВП — примерно столько же расходуют, например, Южная Корея и Израиль, страны с передовыми системами здравоохранения.

Поэтому, с нашей точки зрения, людям, требующим от правительства дальнейшего роста расходов на здравоохранение, пора понять, что потолок этого роста в условиях России уже достигнут и вопрос стоит в поиске внутренних, системных причин неэффективности здравоохранения.

— В чем основной вывод вашего исследования?

— Наши данные показывают, что эффективная система здравоохранения, правильная организация в стране своевременной, доступной, этапной и преемственной медицинской помощи позволяет добиваться высоких показателей здоровья населения, его жизненного и трудового долголетия даже при очень высокой распространенности вредных привычек.

Соответственно, рост доступности и качества медицинской помощи даст здоровью населения гораздо более значимый и быстрый эффект, чем борьба с вредными привычками, и (как показывает опыт и нашей страны) добиться этих качественных сдвигов можно гораздо проще и быстрее, чем бороться с влечением людей к сигарете и вину.

Это особенно актуально для России: в условиях, когда не гарантированы даже услуги скорой помощи, из сельской местности исчезли фельдшерско-акушерские пункты, а очереди на запись к узким специалистам достигают месяца, представляется, что потери жизней и здоровья россиян от дурно работающей системы здравоохранения значительно масштабнее, чем от курения и выпивки.

Бороться с курением и алкоголизмом, несомненно, надо, но следует учитывать, что они имеют в своей основе социальные, биологические и поведенческие причины, надеяться на изменение которых можно лишь в течение жизни нескольких поколений при условии многолетней, комплексной и системной работы с труднопрогнозируемым результатом. Как говорил Иммануил Кант, из такого кривого полена, как человек, ничего прямого не выстругаешь.

Самый недавний пример — провал многолетней антитабачной кампании во Франции (предусматривавшей в том числе и запрет на курение в общественных помещениях), которая практически не повлияла на количество курящих: оно снизилось с 35 до 31% с 2000 года по 2005 год, однако снова возросло до 34% к 2010 году. При этом важно отметить, что Франция начала системно бороться с курением (и вкладывать в эту борьбу немалые средства, а не только действуя административными запретами), уже находясь в числе стран — лидеров по эффективности здравоохранения, что, согласитесь, минимизирует ущерб репутации государства в глазах населения.


gazeta.ru
 

31.10.2013