Суббота, 20 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей



Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ




 
Решение Союза российских пивоваров (СРП), куда входят все крупнейшие производители в России, о добровольном отказе от выпуска пива в пластиковой таре свыше 2,5 л стало одним из важнейших событий на пивном рынке за последние годы

Не спешите иронично улыбаться и закидывать автора тухлыми овощами. Я прекрасно понимаю, что в так называемые баклажки разливается не так уж много пива. На пресс-конференции, по­священной добровольному самоограничению, президент «Очаково» Алексей Кочетов называл цифру 10—15%, возможно, она справедлива по отношению непосредственно к его компании, однако в целом по России в огромные пластиковые бадьи разливается процентов пять объема напитка, не больше.

Также понятно, что отказ от производства пива в таре больших объемов не означает утрату самих объемов производителями: потребитель, бравший к ужину пятилитровочку пенного напитка, не перестанет пить пиво только оттого, что с рынка пропал его любимый размер бутылки, возьмет две по 2,5, то есть риски пивоваров, отказывающихся от крупной тары, в общем-то минимальны.

И тем не менее я считаю произошедшее знаковым, может быть даже переломным, событием для индустрии.

«Знаковость» в том, что Союз российских пивоваров — лоббистская организация, созданная транснациональными пивоваренными гигантами и примкнувшей к ним «Очаково», — продемонстрировал, что готов к новому формату диалога с государством. С 1999 года, времени своего образования, СРП предпочитал договариваться с чиновниками кулуарным способом, продавливая решения в пользу отрасли в тиши высоких кабинетов. До поры до времени такой формат работы показывал свою эффективность: государство предоставило пивоваренной индустрии режим максимального благоприятствования на рынке, что привело к многозначному росту потребления пива в России.

Сами пивовары не скрывали, что принимали участие в подготовке законов, регулирующих для них правила игры. «В 2000-е союз стал инициатором создания нескольких законов, регулировавших производство и потребление пивоваренной продукции», — с гордостью отмечается на официальном сайте СРП.

Однако несколько лет назад эта проверенная схема перестала давать результат. Пивоваренная индустрия получала пробоину за пробоиной, как заблудившийся эсминец, зашедший в квадрат дислокации вражеской эскадры. В несколько раз взлетела ставка акциза на пиво, была полностью запрещена любая реклама напитка, долгие годы доминировавшая на ТВ, был потерян масштабный канал продаж в виде киосков и ларьков, сам напиток был приравнен к алкогольной продукции, что лишило пивоваров некоторых регуляторных преференций. И никакие наработанные связи джиарщиков пивоваренных компаний не помогли им остановить этот вал откровенно недружественных для индустрии решений, что обернулось для игроков рынка кризисом — потерей объемов, закрытием производственных площадок, негативным информационным фоном и т.д.

Очередным ударом по пивоварам может стать запрет производства и продажи пива в пластиковой упаковке — такой сценарий уже обсуждается несколько лет. У противников пластика два основных аргумента: вредоносность такой тары (якобы из нее в напиток попадают токсичные яды) и алкоголизация населения, которое берет большой объем пива и, таким образом, спивается больше, чем стоило бы. Очевидно, что заявления о яде в пластике не выдерживают критики — в такой упаковке алкоголь продается в США и ЕС, где соблюдение санитарных норм безопасности является культом. Остается второй аргумент — снижение алкоголизации.

Пивовары, заявив о самоограничении объема выпуска пластиковых бутылок, впервые в истории пригласили государ­ство к открытому публичному диалогу, не полагаясь более на кулуарные договоренности. Их жест надо понимать так: «Если вы оставите нам возможность разливать пиво в пластик, мы готовы сами ограничивать объем наших бутылок». При этом глава СРП Исаак Шепс подчеркнул, что если государство предложит ограничить объем полуторалитровыми бутылками, то индустрия «будет готова серьезно рассмотреть эти предложения».

И подобная смена формата при решении проблемных вопросов не может не радовать — бизнес движется от коррупционных вариантов с заносом денежных чемоданов нужным людям к прозрачному, цивилизованному диалогу.
 
РБК Daily
10.10.2013