Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Российские виноделы предложили поправки к закону об алкогольном регулировании, требуя особых условий лицензирования

Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству внес серию поправок в закон о регулировании алкогольной продукции, инициированные ведущими российскими виноделами. Среди наиболее важных поправок - замена лицензирования производства вина лицензированием оптовой продажи, отмена автоматизированного учета продукции. Также инициаторы поправок выстраивают заслон производителям фальсификата предлагая официально декларировать выращенный виноград. Технологически удешевленную продукцию, в том числе импортную, они просят называть не вином, а винными напитками. Все это, по подсчетам авторов законопроекта, позволит расширить площадь виноградников с нынешний 62 тысяч гектар до 200, а то и более, создать миллионы новых рабочих мест и повысить конкурентоспособность отечественных виноделов. Но весь этот винный рай возможен в среднесрочной перспективе, поскольку требуется еще и принятие массы подзаконных актов, а расторопности в этом без специальных поручений президента правительство обычно не проявляет.

Рынок виноделия России борется за выживание со времен всеобщей «борьбы за трезвость» середины 80-х годов, когда на Юге России массово вырубили виноградники, в том числе уникальных элитных сортов. Закон от 2005 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не добавил особой радости виноделам, поскольку во многом уравнял их с производителями крепких напитков. В итоге многие опытные виноделы вынуждены были либо уйти в тень, либо вовсе свернуть производство. Нынешняя статистика удручает: при одинаковой площади виноградников в России и в Австрии, в этой маленькой стране действует более 20 тысяч виноделен, в то время как у нас их не более ста.

«Большинство чиновников не видят разницы между виноградом и морковкой. Все это время мы пытаемся доказать правительству, что виноделие – это не просто производство алкоголя, это работа над повышением культуры пития, - сообщил «Эксперт Online» Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России. – Только последние три года в правительственных кабинетах стали без иронии произносить словосочетание «российское виноделие». Первый шаг нам навстречу сделали, когда ввели в закон понятие «вино из винограда».

В России винные сорта винограда выращивают в основном в пяти регионах - Дагестане, Карачаево-Черкессии, Ставропольском и Краснодарском краях и в Ростовской области. Здесь располагается примерно 61 тысяча гектаров виноградников. По подсчетам авторов законопроекта, при создании благоприятных условий площадь виноградников может увеличиться до 300 тысяч и даже более того. По словам виноделов, ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Авторы законопроекта подсчитали, что виноградник площадью 100 Га создает не менее 80 рабочих мест, в всего один гектар обеспечивает поступление в бюджеты и внебюджетные фонды более 1,2 млн рублей. Если расчеты верны, то на выходе мы получим до 240 млрд рублей дополнительных поступлений в бюджет ежегодно и около 240 тысяч новых рабочих мест, что особенно важно для республик Северного Кавказа. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «эти меры позволят существенно снизить масштабы безработицы и социальную напряженность в северокавказских регионах, повысят доверие населения к власти, создадут столь необходимые этим регионам имиджевые условия для развития туризма».

Российские виноделы предлагают более точно указывать название напитка, продаваемого как вино. Речь идет об импортной продукции, которую на самом деле производят не из винограда, а из консервированного винного сусла. Спиртных напитков из него по подсчетам отечественных производителей на российском рынке не менее 60-70%. В Европе из такого сусла можно делать только сок, а вино – запрещено. Поэтому европейцы сбывают в Россию по демпинговым ценам напиток из консервированного сусла под этикеткой «вино». Впрочем, непрофессионал не может отличить такой напиток от вина, а точно установить технологию производства можно только в специальных лабораториях, которых в России всего две. Авторы поправок предлагают в таком случае указывать на этикетке «винный напиток», а слова «винного сусла» заменить словами «свежего винного сусла».

«Эти жидкости, по-другому их я назвать не могу, ломают рынок, они очень дешевые, - говорит Леонид Попович. – Потери трудно оценить, но думаю, что в условиях честной конкуренции в наше виноделие были бы вложены многомиллиардные инвестиции как от отечественных инвесторов, так и зарубежных».

Но наиболее значимая для виноделов поправка – это отмена лицензии на производство и введение лицензии только на продажу вина. Это и есть основная контролирующая мера, которой виноделов уровняли с производителями водки.

«Нам, производителям вина, для подготовки регулярного отчета перед Росалкогольрегулированием сейчас приходится содержать специальный отдел, - сообщил «Эксперт Online» вице-президент Группы компаний «Лефкадия» Николай Пенчук. – Лицензирование производства обходится очень дорого. Само получение лицензии обходится в полмиллиона рублей ежегодно, плюс масса других расходов».

Также законопроект предусматривает для производителей вин отмену автоматизированной системы учета продукции (ЕГАИС). А количество продукции предлагается декларировать по бухгалтерской отчетности.

«Эти счетчики удорожают производство, имеют низкую пропускную способность, а лишние переливки (перекачки) вина ухудшают его качество, способствуют его окислению и повышению риска инфицированности, что опять же ведет к нарушению физико-химического равновесия в продукте и потере розливостойкости. С ними невозможно производить качественное вино, - говорит Николай Пенчук. - Нас Росалкогольрегулирование заставляет выписывать европейских экспертов, чтобы нас учили виноделию, и сам же губит качество нашего вина этим счетчиком. Один только дополнительный прогон вина ухудшает существенно его качество. Как здесь конкурировать с ведущими европейскими виноделами?»

По подсчетам виноделов, отмена лицензирования производства и освобождение от ЕГАИС позволят снизить издержки производства на треть, что опять же повысит их конкурентоспособность.

Другая немаловажная мера для развития качественного виноделия - это декларирование валовых сборов винограда. Это необходимо для подтверждения подлинности вин с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения. Подтверждать соответствие количество выращенного винограда предлагается саморегулируемым организациям виноделов.

«Это будет основная мер для борьбы с фальсификатом, - говорит Николай Пенчук. – Из килограмма винограда должно получиться 0,7 литров вина, и все. Те, кто делают винный напиток, а то и просто гонят на рынок спиртовые жидкости со вкусовыми добавками сразу станут известны государству. Дальше уже дело правоохранительных органов».

Авторы законопроекта уверены, что эти поправки, а также ряд других мер, будут способствовать развитию малого бизнеса.

«У нас в южных регионах очень много людей, которые хотели бы заняться виноделием, но из-за множества административных барьеров не рискуют этого делать. А некоторые даже гонят суррогаты, поскольку растить виноград на малых площадях сейчас невыгодно, - говорит Леонид Попович. – Цикл производства вина с ноля составляет от семи до десяти лет, какой фермер сможет получить столь длинный кредит? Законопроект направлен на то, чтобы виноделие было доступно тем, кто сможет выращивать на одном, двух трех гектарах виноград».

Однако в случае принятия всех предложенных виноделами поправок – еще не панацея.

«Это будет важный, прорывной шаг, - продолжает Леонид Попович. – Правительству надо принять еще поправки в другие законы, принять масс подзаконных актов, а это большая и долгая работа. Но чем быстрее мы ее завершим, тем быстрее приблизимся к возрождению виноградарства, а появление на рынке множества мелких винодельческих предприятий усилит конкуренцию, что опять же будет способствовать повышению качества российского вина».




ЭКСПЕРТ
 

25.09.2013