Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
В Петербурге хотят сделать больше «безалкогольных часов»


Чтобы пьяниц стало меньше

Георгий Полтавченко предложил запретить продажу алкоголя «с девяти до девяти» (с 21:00 до 09:00). Сейчас спиртные напитка не продают после 23:00. По мнению губернатора, благодаря двум дополнительным часам выпивох в городе еще поубавится.

Горожане с ужасом вдохнули - еле успевали уложиться в нынешние сроки. А с таким нововведением вечером при всем желании пивка не попьешь - только с работы до магазина доберешься, а время уже вышло.

Пока можно выдохнуть: профильная комиссия в заксобрании предложила отклонить инициативу градоначальника. Впрочем, пообещала вернуться к вопросу в октябре.

Странно, ведь раньше наши депутаты были пионерами в борьбе за здоровый образ жизни. В 2006 году парламент одним из первых ввел ограничение на торговлю алкоголем - с 23.00 вечера до 7.00. Госдума переняла эстафету лишь спустя пять лет: запретила продавать спиртное по всей стране, правда, с поправкой - до восьми утра. Регионам разрешили менять время на свое усмотрение.

Соседняя Ленинградская область оказалась строже мегаполиса и потребовала убрать с полок все спиртное уже с 22.00. Для петербуржцев, выезжающих на дачи или просто пожарить шашлык на природе, этот час разницы становился откровением. Многие разворачивали машины и мчались обратно в Петербург, чтобы закупиться.

Забавная переписка происходила в сервисе Яндекс.пробки. Перед наступлением часа «икс» люди нервничали, что не успеют доехать до десяти вечера до вожделенного супермаркета, а в обозримом пространстве магазинчиков с определенным ассортиментом нет.

«Народ, из-за того, что вы тащитесь, я не успею заехать в магазин за пивом. А на даче у меня теща. Войдите в положение, расступитесь» - раздавался крик души пятничным летним вечером на Рябовском шоссе.

«А меня компания на шашлыках ждет. И не только меня, но и пару ящиков горячительного» - подхватывал тему другой водитель.

«Ребята, на Ковалевской улице и дальше по Рябовскому шоссе есть небольшие маркеты. Они территориально Петербургу принадлежат. Не нервничаем, едем туда» - спас всех коллега по пробке.

После этого сообщения из стройного ряда машин отделились штук пять и свернули к «секретному» магазинчику. Выехали, кстати, очень синхронно.

Если петербургские депутаты все-таки примут поправки, шансов у областных жителей больше не будет, всех уровняют.

Больше пользы, чем вреда

Противники ужесточений ссылаются на то, что «свинья везде грязь найдет». Что в городе можно найти уйму точек, где желающих спокойненько обеспечат виски или водкой в любое время суток. Так стоит ли плодить подпольные вино-водочные киоски?

- Здесь вопрос не экономического характера, а социального, - пояснил экономист Илья Ковальчук. - Большинство преступлений совершается на почве алкогольного опьянения. Выпившие люди делают плохие поступки спонтанно. Часто они спонтанно решают собраться и выпить, тут же идут, покупают бутылку. А тут - бац, магазины спиртным не торгуют. Заначки нет. Возникают барьеры. Нужно подумать, где может водка продаваться, куда идти… Это реально поможет снизить уровень преступности.

- А с точки зрения экономической?

- Серьезного ущерба не будет. В советское время акцизы от алкоголя пополняли порядка тридцати-сорока процентов бюджета. Сегодня же они не оказывают серьезного влияния.

- Но ведь могут появиться забытые самогонщики и «хаты с бухлом».

- Есть такая вероятность. Но мне кажется, это не аргумент. То же самое можно сказать о многих незаконных вещах, это ведь не означает, что их нельзя запрещать. Сколько специалистов, столько и мнений. Я уверен, что пользы от этого будет намного больше, чем вреда.

КАК ОБХОДЯТ ЗАКОН

Продавать алкоголь ночью нельзя по всей стране. Но лазеек для обхода уйма. Самогонщиков у нас нет, все-таки уровень жизни повыше, чем в других регионах. В Петербурге популярны такие темы:

Покупаешь чипсы - пиво или водяра в подарок. Естественно, чипсы - о-о-чень дорогие, в них ведь заключена стоимость спиртного.

Еще вариант: в ресторанах в любое время можно купить пиво или что покрепче на розлив.

Интернет-магазины, которые предлагают доставить алкоголь в любую точку города. Привозят, забирают деньги наличкой, без чеков. Либо с чеком, но он выбит на магнитики с алкогольной символикой. А дальше - как с чипсами: в подарок получаете то спиртное, которое, собственно, на сувенирчике и изображено.

Есть спецточки у дорог, где все что хотите можно купить прямо из машины.

Ну и у асоциальных элементов всегда есть «блатхаты», где можно разжиться бутылкой через знающих людей.

БЫЛО ДЕЛО

В перестройку алкоголем торговали с двух до семи

Люди уходили с работы раньше, чтобы занять очередь в винный магазин.

В одиннадцать часов дня на улицах многих советских городов начиналось малопонятное современному россиянину движение. Тысячи работающих и неработающих граждан устремлялись к открывающимся за час до полудня винным магазинам. На какой-то период затихали стройки и даже заводские цеха.

В народе это время называлось «часом волка»: на циферблате, который установлен на фасаде Центрального театра кукол имени Сергея Образцова, в одиннадцать часов из своего домика вылезал волк. Отоварившись, покупатели расходились по домам и рабочим местам.

Решение ограничить продажу алкоголя интервалом с 11 до 19 часов правительство СССР приняло в 1972 году. Это был один из пунктов начавшийся кампании по борьбе с достигнувшим гигантских размеров пьянством и алкоголизмом. Проводилась она под выразительным лозунгом «Пьянству - бой». Однако понимая, сколь большую роль доходы от продажи алкоголя играют в бюджете страны, кампанию проводили осторожно, без кардинальных мер.

К весне 1985 года, началу следующего этапа борьбы с зеленым змием, пить мы стали не меньше, а больше. Если раньше в одиннадцать часов на многих предприятиях работу приостанавливали, то теперь прекращали вовсе.

Руководство страны, которое незадолго до этого возглавил молодой по советским меркам лидер Михаил Сергеевич Горбачев, посчитало, что настало время решительных действий. Цены на алкоголь повысили, его производство резко уменьшили, многие винные магазины позакрывали, а время продажи сократили с 14 до 19 часов. И что тут началось! Огромные, достигавшие нескольких сот метров очереди в оставшиеся магазины за короткий срок стали частью городского пейзажа.

Помню, по телевизору показывали сюжет о встречи Горбачева с трудящимися одного предприятия. Вероятно, по недосмотру цензоров не был вырезан такой диалог:

- Михаил Сергеевич, мне теперь работать некогда, - сказал, обращаясь к Генеральному секретарю, интеллигентного вида мужичок. - Я все время за водкой стою.

- А разве обязательно пить? - после некоторого замешательства ответил генсек.

Жители городов и сел начали в промышленных масштабах гнать самогон. Как-то раз в квартире, где жил мой друг, с потолка внезапно полилась липкая жидкость. Оказывается, сосед сверху производил самогонку и, уснув, «утратил контроль над процессом».

В Ленинграде водкой торговали по ночам таксисты, а в областных городах - проживающие на нижних этажах бабули. Естественно, по завышенным ценам. После начала кампании сразу появился мрачный анекдот: «Папа, - обращается к отцу сын. - Ты теперь будешь меньше пить?» «Нет, - отвечает родитель. - Это ты будешь меньше есть».

О последствиях той антиалкогольной кампании написано и сказано немало. Пожалуй, лишь процитирую сатирика, который вскоре после распада СССР философски заметил: «Не надо было проклятую сорокоградусную трогать!»

К чему я все это рассказываю? Да к тому, что весь опыт, причем не только отечественный, борьбы с зеленым змием свидетельствует: никакие административные меры, включая сокращение времени продажи, не дают здесь положительных результатов. Хотя, конечно, бороться нужно. Но как - это тема для другого разговора.

И напоследок. В 1985 году гражданин СССР в среднем потреблял четырнадцать литров этилового спирта в год, в 2012 году среднестатистический россиянин - примерно шестнадцать. По этому показателю мы занимаем пятое место в мире, заметно опережая другие страны, входящие в первую пятерку по потреблению крепких спиртных напитков.
 
Комсомольская правда
18.09.2013