Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2013 по делу N А20-5733/2012

Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ за промышленное производство и оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку совершение вмененного правонарушения подтверждено.


Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью Пищекомбинат "Нектар" (ИНН 0703004827, ОГРН 1020700557371), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на "постановление" Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А20-5733/2012, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд к ООО Пищекомбинат "Нектар" (далее - общество) с заявлением о привлечении к административной ответственности по "части 4 статьи 14.17" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 01.03.2013 (судья Кустова С.В.) заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по "части 4 статьи 14.17" Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа с конфискацией спиртосодержащей продукции в количестве 18 050 дал. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом указанного административного правонарушения.
"Постановлением" суда апелляционной инстанции от 06.05.2013 решение суда от 01.03.2013 отменено. Управлению отказано в привлечении общества к административной ответственности. Конфискованная продукция возвращена обществу. Судебный акт мотивирован отсутствием вины общества в совершенном правонарушении и истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В кассационной жалобе управление просит "постановление" от 06.05.2013 отменить и оставить в силе решение от 01.03.2013. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
С учетом правовой позиции, высказанной в "постановлении" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 N 12275/11 относительно проверки судом кассационной инстанции судебных актов, если размер административного штрафа для юридических лиц не превышает 100 тыс. рублей, но помимо штрафной санкции к виновному лицу применен другой вид наказания - конфискация, кассационная жалоба подлежит рассмотрению по существу независимо от заявления в ней доводов о нарушениях, предусмотренных "частью 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, управление 12.12.2012 вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества и проведении административного расследования N 0712/565. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явились материалы проверки, поступившие из Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, по факту осуществления обществом незаконной предпринимательской деятельности.
Административный орган 19.12.2012 провел осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. В ходе осмотра установлено, что общество деятельность не осуществляет, срок действия лицензии от 13.07.2006 N Б095580 на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции (виноградных плодовых материалов и коньячных спиртов) истек 13.07.2011, однако общество хранит в купажном цеху и цеху термической обработки 18 050 дал коньячного спирта.
Управление составило протокол об административном правонарушении от 19.12.2012 N 07-12/565-5 по "части 4 статьи 14.17" Кодекса, в котором зафиксировало, нарушение обществом "статьи 18", "абзаца 7 пункта 1 статьи 26" Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а именно: общество осуществляет хранение спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Кроме того, управление составило протокол ареста товаров от 19.12.2012 N 07-12/565-4, которым спиртосодержащая продукция (коньячный спирт в количестве 18 050 дал) арестована и передана на ответственное хранение директору общества.
Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
В силу "части 4 статьи 14.17" Кодекса промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
"Пунктом 1 статьи 18" Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно "пункту 2 статьи 18" Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежит как производство продукции (включая и последующие стадии: хранение и поставка произведенной продукции), так и хранение, закупка и поставка как отдельные виды деятельности.
В соответствии с "пунктом 2 статьи 20" Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии.
Согласно "пункту 5 статьи 20" Закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с "пунктом 1 статьи 25" указанного закона.
Следовательно, наличие у организации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции после истечения двух месячного срока, исчисляемого с момента прекращения действия лицензии, является основанием для ее привлечения к административной ответственности по "части 4 статьи 14.17" Кодекса.
Общество не оспаривает факт хранения остатков спиртосодержащей продукции при отсутствии лицензии, в связи с чем событие рассматриваемого правонарушения имеет место и подтверждено материалами дела,
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
В свою очередь суд апелляционной инстанции указал, что общество неоднократно обращалось в уполномоченный орган с требованием о продлении срока лицензии, приняло все зависящие и необходимые меры, направленные на соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области производства и оборота спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако указанные обстоятельства не предусмотрены "законом" N 171-ФЗ в качестве основания хранения алкогольной продукции по истечении 2-х месяцев со дня прекращения действия лицензии.
Санкция "статьи 14.17" Кодекса кроме административного штрафа предусматривает также дополнительное наказание в виде конфискации изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
"Пунктом 15.1" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания ("статьи 3.2", "3.7" Кодекса), а следовательно может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) "Особенной части" Кодекса. Поэтому арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного "статьей 4.5" Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вместе с тем в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений "пунктов 1" - "4 части 3 статьи 29.10" Кодекса.
Суд первой инстанции правомерно с учетом положений "пунктов 1" - "4 части 3 статьи 29.10" Кодекса, "статьи 25" Закона N 171-ФЗ и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что спорная алкогольная продукция находилась в незаконном обороте, а именно хранилась у общества без соответствующей лицензии, таким образом, указанная алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, не подлежит возврату обществу.
Отказав в привлечении общества к ответственности, суд апелляционной инстанции возвратил алкогольную продукцию обществу, при этом не учел следующее.
Согласно "пункту 15.1" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает "статья 25" Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным "законом" "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Поэтому решение суда апелляционной инстанции о возврате обществу алкогольной продукции противоречит приведенным нормам права, изъятый товар не подлежал возврату.
Что касается срока давности привлечения к ответственности, то согласно "статье 4.5" Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные "частью 1 статьи 4.5" Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
"Постановлением" Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Вменяемое обществу правонарушение относится к категории длящихся и срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение начинает течь с 19.12.2012, т.е. с момента, когда административный орган выявил факт противоправного деяния (незаконного хранения алкогольной продукции без лицензии, зафиксированного в протоколе осмотра помещений от 19.12.2012 N 07-12/565-3), представляющего собой длительное нарушение обществом "пункта 2 статьи 18" Закона N 171-ФЗ.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно привлек общество к административной ответственности.
Поскольку судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, "постановление" апелляционной инстанции в силу "части 1 статьи 287" и "части 2 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Суд первой инстанции на основании оценки в совокупности и взаимосвязи представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам, пришел к обоснованному выводу о наличии в данном случае вины общества и оснований для привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной "частью 4 статьи 14.17" Кодекса и правомерно удовлетворил заявление административного органа.
Поэтому в соответствии с "пунктом 5 части 1 статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

"постановление" Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу N А20-5733/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.03.2013 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.В.ПРОКОФЬЕВА

 

27.08.2013