Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Люди, страдающие от алкогольной зависимости, имеют большую генетическую предрасположенность к расстройствам пищевого поведения, и наоборот, утверждают ученые

Не вызывает удивления то, что люди, особенно женщины, у которых в какой-то период жизни возникает зависимость от алкоголя, начинают страдать и от расстройств пищевого поведения. К последним относится булимия – приступы неконтролируемого обжорства, вслед за которым, как правило, следуют попытки очистить желудок и кишечник от съеденной пищи путем вызывания рвоты или приема слабительных лекарств. Через такие периоды прошли некоторые всемирно известные звезды кино и шоу-бизнеса, например Элизабет Тейлор.

Предыдущие исследования также подтверждают, что между зависимостью от алкоголя и расстройствами пищевого поведения существует связь.

Так, среди женщин, лечившихся от алкогольной зависимости, от булимии страдали 36% пациенток, а среди женщин с расстройствами пищевого поведения по типу булимия-рвота от 22% до 35% пациенток имели зависимость от алкоголя. Это гораздо больше, чем в среднем по популяции, и больше, чем наблюдается среди женщин с анорексией (9%).

И зависимость от алкоголя, и расстройства пищевого поведения в большой степени наследуются; генетический вклад в эти нарушения оценивают в 50–74% для алкоголизма и 28–83% для булимии.

«Это подтверждает идею, что существуют общие гены, связанные как с одной, так и с другой патологией, — говорит Мелисса Мунн-Чернофф из Медицинского центра Вашингтонского университета в Сент-Луисе, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Journal of Studies on Alcohol and Drugs.

Исследование было проведено в сотрудничестве с коллегами из Австралии (Институт медицинских исследований в Квинсленде).

Специалисты взяли данные по 5 993 австралийским близнецам, однояйцевым и разнояйцевым, однополым и разнополым. Они использовали классический близнецовый метод, который обычно применяют для того, чтобы количественно оценить степень наследования того или иного признака. У однояйцевых близнецов идентичные гены, а разнояйцевые генетически схожи между собой не более, чем обычные братья и сестры. Таким образом, сравнивая общность проявления признака у одних и других близнецов, можно вычислить, в какой степени он определяется генами, а в какой степени – окружающей средой.

Для выявления алкогольной зависимости и расстройств пищевого поведения ученые использовали специализированные опросники.

Алкогольную зависимость выявили у 24% мужчин и у 6% женщин из базы испытуемых. Почти 11% мужчин и 13% женщин испытывали периодические приступы булимии.

Около 14% женщин прибегали к разным тактикам освобождения желудка от еды (то, что специалисты называют компенсаторным поведением). Мужчин про это почему-то не спрашивали.

Исследователи протестировали разные генетические модели, предполагающие раздельное и общее наследование изучаемых нарушений. Они выявили высокую степень генетических корреляций между алкогольной зависимостью и булимией и между алкогольной зависимостью и компенсаторным пищевым поведением (рвота, слабительные). У женщин эти генетические корреляции более высоки, чем у мужчин.

Какие конкретные гены вовлечены в развитие одновременно алкогольной и пищевой зависимостей, ученым пока неясно. Выяснение этого должно стать предметом отдельного исследования.

Существуют определенные периоды в жизни, когда генетические риски могут проявиться с большей вероятностью. Так, показано, что у девочек пубертатный период повышает вероятность пищевых нарушений и зависимости от алкоголя. С другой стороны, ранняя менопауза у женщин может спровоцировать булимию и злоупотребление алкоголем. В том и другом случае спровоцировать патологию может психологическое состояние.

В то же время очевидно, что роль внешних факторов, например тяжелых жизненных обстоятельств, которые могут подтолкнуть человека и к алкоголизму, и к «заеданию» проблем, тоже велика. Так что нельзя все списывать только на гены.

Исследователи подчеркивают, что полученные ими результаты важно учитывать при обращении пациентов в клинику. «Мы должны осознать, что эти проблемы могут возникать одновременно как у женщин, так и у мужчин», — говорит Мелисса Мунн-Чернофф.

Если в какой-то момент у человека возникает зависимость от алкоголя, нужно выяснить, не испытывает ли он также расстройства пищевого поведения. И наоборот, при появлении приступов булимии следует обратить внимание на отношение пациента к алкоголю.

Соответственно, и лечить эти проблемы со здоровьем надо в комплексе. Чем лучше мы будем понимать их механизм, тем скорее вылечим.
 
Газета.Ru
21.08.2013