Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Росстат: производство водки в мае составило 5,8 млн дал — на 30% меньше, чем за аналогичный период 2012 года

Производство водки в мае рухнуло на 30%. Это самое масштабное падение с начала года, не считая января, когда российские производители распродавали запасы. Майское падение алкогольные компании и эксперты связывают в первую очередь с возвращением на рынок нелегальной водки, выпуск которой в предыдущие годы снижался.

По данным Росстата (есть у "Ъ"), производство водки в мае составило 5,8 млн дал — на 30% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Самое драматичное падение зафиксировано у заводов-лидеров. Так, у польской Central European Distribution Corporation (CEDC, бренды "Зеленая марка", Parliament) завод "Топаз" сократил производство на 60,6%, Сибирский ЛВЗ — на 48,1%, а "Парламент продакшн" и вовсе на 85,8%. Основные предприятия "Синергии" (марки "Беленькая", Beluga) снизили выпуск на 25-64,2%. Некогда лидер отрасли, московский "Кристалл" в мае не выпустил почти ничего, что связано с завершившимся переносом производства в подмосковный филиал "Корыстово" (см. "Ъ" от 31 мая). Объемы производства водки в России сокращаются с начала года. В январе падение составило 30,3%, в феврале — 25,8%, в марте — 22,1%, в апреле — 17,9%. Тогда водочные компании объясняли спад большими запасами, сделанными в конце 2012 года, перед рекордным увеличением акциза на крепкий алкоголь. С 1 января акциз поднялся на 33%, до 400 руб. за 1 л безводного спирта. Минимальная розничная цена на водку с 1 января была также увеличена на 36%, до 170 руб. за бутылку 0,5 л.

"Все прогнозы относительно того, что вот сейчас все распродадут запасы, сделанные до конца 2012 года, и падение зафиксируется на уровне хотя бы 10-15%, подтверждения не находят",— признает председатель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров.

Майский резкий спад отчасти связан с тем, что год назад в это время производители алкоголя также выпускали продукцию впрок, готовясь к июльской индексации акциза, уточняет глава правления "Синергии" Александр Мечетин. Но, по его мнению, на показатели мая в равной степени повлияли также связанные с увеличением акциза и стоимости водки снижение покупательского спроса и возобновившийся рост нелегального рынка. "Мы видим, что оживились производители фальсификатов и те, кто выпускает продукцию без акцизного сбора",— сказал господин Мечетин. Вице-президент холдинга "Русский стандарт" Игорь Косарев отмечает, что нелегальный рынок также начал подпитываться контрабандной водкой из соседнего Казахстана — партнера России по Таможенному союзу. "Там акциз в пять раз меньше, поэтому наш рынок для них очень привлекателен",— говорит он.

Борьба с нелегальным рынком была одной из основных задач созданной в 2008 году Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР). Среди принятых ею мер было введение минимальных цен на водку, коньяк и другие спиртные напитки крепостью свыше 28 градусов, а также изменение системы налогообложения крепкого алкоголя — вся сумма акциза на спирт стала уплачиваться при его закупке ликероводочными заводами (ранее часть акциза оплачивали спиртзаводы). В феврале прошлого года РАР отрапортовала, что доля нелегального водочного рынка составляет 24%, что можно было трактовать как успех, так как в прежние годы эксперты рынка оценивали долю нелегалов в 50% и более. "До начала этого года с рынка вымывалась нелегальная алкогольная продукция. Теперь благодаря резкому росту акциза идет обратный процесс, причем намного более интенсивно",— констатирует господин Добров. По его прогнозу, в будущем провал в производстве легальной водки может быть еще более ощутимым за счет притока людей и средств в нелегальный оборот, "маржа там сейчас просто фантастическая". По мнению Александра Мечетина, сейчас доля нелегального рынка составляет уже около 30%.
 
Коммерсантъ
24.06.2013