Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2013 по делу N А03-7483/2012

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, в рекламе содержалась не соответствующая действительности информация, демонстрировался процесс потребления алкогольной продукции, потребители введены в заблуждение.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку, несмотря на наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения, антимонопольным органом нарушен порядок привлечения к ответственности, невозможно установить лицо, фактически подписавшее протокол и дату его составления.


Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение от 27.09.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и "постановление" от 06.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (Полосин А.Л., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А03-7483/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Эвалар" (659322, Алтайский край, город Бийск, улица Социалистическая, 23, 6, ИНН 2227000087, ОГРН 1022200553760) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (355000, город Ставрополь, улица Ленина, 384, ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд

установил:

закрытое акционерное общество "Эвалар" (далее - общество, ЗАО "Эвалар") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - антимонопольный орган) от 27.04.2012 N 119 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной "частью 1 статьи 14.3" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Решением от 27.09.2012 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения "постановлением" от 06.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о существенном характере нарушения, допущенного при привлечении общества к административной ответственности, противоречит действующему законодательству и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были нарушены положения "статьи 9", "части 1 статьи 41", "статьи 159" АПК РФ, поскольку не рассмотрены ходатайства антимонопольного органа об организации видеоконференц-связи, об отложении предварительного заседания, судебного разбирательства, направленные в электронном виде 08.06.2012 и 09.07.2012 через систему "Мой арбитр".
Кроме того, судом первой инстанции назначена экспертиза, в проведении которой отсутствовала необходимость, что привело к необоснованному возложению на антимонопольный орган судебных расходов на оплату услуг эксперта.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Эвалар" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со "статьями 284", "286" АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью антимонопольным органом выявлено, что в газете "Телесемь Ставрополь" (региональное издание общенационального городского телегида "Антенна-Телесемь") обществом опубликована реклама БАДов "Овесол" и "Гепатрин" с нарушением "пункта 2 части 3", "пункта 3 части 5", "части 7 статьи 5", "пункта 4 части 1 статьи 25" Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о назначении БАДов; демонстрируется процесс потребления алкогольной продукции; отсутствует часть существенной информации о БАДах, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы; реклама побуждает к отказу от здорового питания).
В связи с выявленными фактами нарушений законодательства о рекламе антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.03.2012 N 104 и вынесено постановление от 27.04.2012 N 119 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной "частью 1 статьи 14.3" КоАП РФ, в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций указали на наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, однако пришли к выводу, что антимонопольным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, поскольку невозможно установить лицо, фактически подписавшее протокол об административном правонарушении и дату его составления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
"Частью 1 статьи 14.3" КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных "частями 2" - "4 настоящей статьи", "статьями 14.37", "14.38", "19.31" названного Кодекса.
Согласно "части 6 статьи 38" Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных "частями 2" - "8 статьи 5", "статьями 6" - "9", "частями 4" - "6 статьи 10", "статьей 12", "частями 1", "3", "5 статьи 21", "частями 1" и "3 статьи 23", "статьями 24" и "25", "частями 1" и "6 статьи 26", "частями 1" и "5 статьи 27", "статьями 28" - "30" данного Закона.
В соответствии с "пунктом 2 части 3", "пунктом 3 части 5", "части 7 статьи 5" Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его назначении, потребительских свойствах; в рекламе не допускается демонстрация потребления алкогольной продукции; не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с "пунктом 4 части 1 статьи 25" Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна побуждать к отказу от здорового питания.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт нарушения обществом законодательства о рекламе.
В соответствии с "частью 1 статьи 1.6" КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно "части 1 статьи 28.2" КоАП РФ по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол, то есть каждое правонарушение фиксируется в отдельном протоколе. Протокол является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
В названной "статье" содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, в том числе указание даты и места его составления, должность, фамилии и инициалов лица, составившего протокол "(часть 2)". Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим "(часть 5)".
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении от 23.03.2012 в отношении общества содержит отметку о его составлении заместителем руководителя антимонопольного органа Тихеньким О.Л. Вместе с тем подпись должностного лица, составившего данный протокол, выполнена с использованием технического средства (высокое клеше, изготовленное фотополимерным способом).
Согласно "пункту 10" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных "КоАП" РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа ("часть 2 статьи 211" АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Исследовав и оценив в порядке "статьи 71" АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу, что подписание протокола об административном правонарушении должностным лицом посредством использования технических средств в данном конкретном случае (при составлении протокола в отсутствии представителя общества) является существенным нарушением, поскольку не позволяет достоверно подтвердить факт составления протокола указанным в нем должностным лицом и его подписание в указанную в нем дату.
Судами обоснованно отклонена ссылка антимонопольного органа на наличие аудиозаписи процедуры составления протокола об административном правонарушении, поскольку указанная аудиозапись в материалах дела об административном правонарушении N 119 от 27.02.2012 не находилась, протокол об административном правонарушении не содержит указание на ведение такой записи.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований "статьи 28.2" КоАП РФ, характер которого признан судами существенным, он не может быть принят во внимание в качестве доказательства правонарушения и соответственно не может служить основанием для привлечения общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанции о незаконности оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении является правомерным.
Доводы антимонопольного органа об отсутствии нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений "статьи 286" АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Ссылка антимонопольного органа на нарушение судом первой инстанции положений "статьи 9", "части 1 статьи 41", "статьи 159" АПК РФ в части не рассмотрения ходатайств антимонопольного органа об организации видеоконференц-связи, об отложении предварительного заседания и судебного разбирательства, направленных через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр", подлежит отклонению.
В "пункте 3 раздела V" Временного порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 N 1, (далее - Порядок) указано, что просмотр документов, направляемых в электронном виде, осуществляется сотрудником арбитражного суда, ответственным за прием документов в электронном виде, который, исходя из их содержания, должен убедиться в том, что документы, поступившие в систему подачи документов, доступны для прочтения, адресованы суду, оформлены в соответствии с названным "Порядком", включая соблюдение требования о наличии подписи в отсканированном документе, и поступили в суд соответствующей инстанции.
Если данные условия соблюдены, пользователю направляется уведомление о получении арбитражным судом поданных в электронном виде документов. В уведомлении указывается наименование арбитражного суда, направляющего уведомление, наименование полученного документа (документов) и дата его (их) получения арбитражным судом, которая считается датой поступления документов в арбитражный суд. В уведомлении также указывается номер соответствующего дела, за исключением уведомления о получении документов, направляемых в связи с первоначальным обращением в суд.
Если данные условия не соблюдены, пользователю направляется уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в арбитражный суд. В уведомлении указываются причины, в силу которых документы не могут считаться поступившими в арбитражный суд (согласно "приложению N 2" к настоящему Порядку).
Антимонопольным органом не представлены уведомления арбитражного суда о получении направленных в электронном виде документов. Напротив, из имеющейся информации в системе "Мой арбитр" следует, что ходатайства антимонопольного органа, направленные 08.06.2012 и 09.07.2012 были отклонены судом по причинам, указанным в "пункте 6" приложения N 2 к Временному порядку (наименования файлов не соответствуют наименованиям документов и (или) названному "Порядку".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о назначении судом первой инстанции судебной экспертизы в целях проверки подлинности подписи должностного лица при отсутствии необходимости ее проведения ввиду признания антимонопольным органом факта совершения подписи с использованием технических средств подлежат отклонению
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган, ссылаясь на отсутствие нарушений "статьи 28.2" КоАП РФ и подписание протокола об административном правонарушении должностным лицом, не указывал на факт совершения такой подписи с использованием технических средств.
Получив определение суда первой инстанции от 27.06.2012 об отложении судебного заседания, антимонопольный орган не выполнил указание суда о представлении письменного мнения по ходатайству заявителя о назначении экспертизы, не сообщил суду об отсутствии необходимости в ее проведении и признании факта подписания протокола должностным лицом с использованием технических средств.
Поскольку судебный акт принят не в пользу антимонопольного органа, суд первой инстанции правомерно отнес на него судебные издержки на оплату услуг эксперта в порядке "статей 106", "110" АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со "статьей 288" АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь "пунктом 1 части 1 статьи 287", "статьей 289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 27.09.2012 Арбитражного суда Алтайского края и "постановление" от 06.12.2012 седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7483/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН

 

13.05.2013