Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
11 марта в Мраморном зале Центрального Дома журналиста состоялась пресс-конференция на тему: «Алкогольная угроза: что и из чего мы пьем?»

Год назад обеспокоенные алкогольной проблемой представители духовенства, общественности и врачи из 81 региона провели в Москве конгресс Церковно-общественного совета. В Правительство России были отправлены предложения, которые могут снизить смертность в стране на полмиллиона человек ежегодно – такова она от алкоголя. А также защитить от приобщения к спиртному детей и молодежь. Эта тема постоянно находится в центре внимания рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого Правительства, которую возглавляет член Церковно-общественного совета Евгений Юрьев. О том, что удалось сделать за минувший год и каковы результаты взаимодействия с властью, ЦВ рассказал член рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого Правительства Алексей Ульянов.

По оценкам экспертов (в частности,рук. отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, д.м.н. Александра Немцова) смертность от алкоголя в России составляет до 500 тыс. человек ежегодно. В этих условиях создание Церковно- общественного совета стало одной из инициатив Церкви, направленных на спасение страны. Что удалось сделать за год со дня конгресса? Был введен запрет на ночную торговлю алкоголем. Правда, Церковно-общественный совет предлагал диапазон ограничения продаж с 7 вечера до 11 утра. Это наиболее яркая и очевидная мера. А в реальности такой запрет введен с 23 часов до 8 утра. Хотя регионам предоставлено право увеличивать время запрета. Так в Чечне спиртные напитки продаются только с 8 до 10 утра. По нашим данным, эта мера повлияла на сокращение смертности и производственного травматизма. В идеале ее цель — сделать так, чтобы люди не успевали взять спиртное до работы и после работы, а его покупка стала каким-то специальным актом, который требует определенных усилий. Практика показывает, что несмотря на то, что это не такая жесткая запретительная мера, она очень действенная психологически.

Второе предложение касалось повышения акцизов на алкоголь, к нему Правительство также прислушалось. Рост акцизов в России впервые стал опережать рост инфляции с середины минувшего лета. В итоге их повысили более, чем на 30%. Однако резервы для их повышения еще не исчерпаны. Если сравнить характерное соотношение стоимости поллитра водки и буханки хлеба, то оно сейчас составляет 10-15 раз, тогда как в советское время было в 30 раз и выше, не говоря даже о периоде горбачевской антиалкогольной кампании. А если сравнить Россию со странами Скандинавии и Канадой, близкими нам по климату, где в этом направлении также приняты специальные меры вплоть до госмонополии на продажу крепкого алкоголя, то там цены по паритету покупательной способности существенно выше, чем у нас. Рост акцизов - из тех мер, которые на протяжении долгого времени почти не применялись (за исключением 2006 года) и можно сказать, что Церковь здесь внесла свою важную лепту в сокращения смертности.

Что еще можно сделать? Ограничить число точек продаж спиртного. Так, сегодня алкогольные напитки можно купить в более чем 400 тысяч магазинов страны. На один алкогольный магазин приходится 350 покупателей, включая младенцев и стариков. Международные стандарты другие. Так в Норвегии – 1 торговая точка рассчитана на 30 тыс., а в Швеции – на 23 ты.жителей. То есть по Западной Европе доступность точек продаж алкоголя ниже в 10-100 раз. К таким цифрам предлагает поэтапно стремиться и Церковный совет.

Кроме того, необходимо распространить акцизы на псевдолекарства — это разного рода настойки лекарственных растений, содержащие большое количество спирта и пользующиеся большим спросом у определеной категории населения. С нашей точки зрения их тоже необходимо приравнять к спиртосодержащим напиткам, сделать выше акцизы и ограничить количество приобретения «в одни руки».

И наконец, мера, которую необходимо ввести прямо сейчас— это запрет на пластиковые упаковки (ПЭТ) для алкогольной продукции. Исследователями доказано, что в десятках проб пива самых разных производителей России, Украины и Беларусии содержится опасный канцероген - дибутилфталат, переходящий в содержимое бутылки непосредственно из ПЭТ-упаковки. Дибутилфталат хорошо растворяется под воздействием этанола, содержащегося во всех алкогольных напитках, включая пиво. Дибутилфталат наносит вред здоровью человека, в частности – эндокринной и нервной системе, вызывает токсический гепатит, может быть одной из причин онкологических заболеваний. Дибутилфталат запрещен, либо его применение ограничено целым рядом европейских и американских законов. В то же время в России больше половины продаж пива приходится на пиво в ПЭТ - упаковке. Причем это бутылки до 2 литров (меньший объем производителю просто невыгоден) и такое количество - это еще одна беда.

Таким образом угроза здоровью, большой объем ПЭТ-упаковки и дешевизна пива требует срочных мер по запрету применения пластиковой упаковки для спиртосодержащих напитков, т.к. наносит дополнительный разрушительный вред здоровью наших сограждан. Кроме того пластик не перерабатывается, в отличии от других видов упаковки. И запрет на его использования в пищевой промышленности есть во многих странах.

В настоящее время утвержден регламент таможенного союза - Россия- Белоруссия-Казахстан по пищевой упаковке, которая рассматривает запрет ПЭТ. Но работает он только в Казахстане. Ни у нас, ни в Белорусии запрет не действует. Необходимо «автоматом» распространить его на всю территорию таможенного союза. К сожалению, тут постоянно возникают какие-то проблемы. Все время в органах власти идут разговоры на тему либо оставить ПЭТ как упаковку для пива, либо не спешить отменять. Это тянется уже полтора года, что вызывает огорчение и недоумение.

Но тем не менее не стоит терять надежды. Потому что несмотря на инерцию в принятии этих решений и лобистское противостояние, государство прислушивается к нашим предложениям и хотя и не в полной мере, но выполняет их. Поэтому нам остается только быть последовательными в своих требованиях.

Церковный вестник
 

11.03.2013