Четверг, 18 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Чем обернулось введение «сухого закона» для экономики Бурятии

Увеличив налоги и запретив продавать спиртное круглосуточно, государство поставило бизнес на грань выживания. В Бурятии положение малого предпринимательства усугубляется более суровым законом – алкоголь под запретом с 9 часов, а не с 11, как по всей стране. В результате борьба за здоровье населения обернулась убытками, потенциальными банкротствами и отсутствием налогов в бюджеты.

Предпринимательский мор

Уже не оппозиционные, но правительственные российские СМИ буквально кричат. «Российская газета»: «Ситуацию, сложившуюся в этой сфере экономики, иначе как катастрофой не назовешь. По данным налоговой службы, только за декабрь прошлого и январь нынешнего года с учета снялось 208 тысяч индивидуальных предпринимателей». По Бурятии данные не публикуются, местное правительство, вероятно, стесняется. Однако здесь еще плачевнее из-за энтузиазма Народного Хурала, и об этом чуть ниже.

Безрадостные прогнозы для малого бизнеса появились сразу же, как стало известно, что с 1 января 2013 года обязательные взносы для самозанятого населения в Пенсионный фонд будут увеличены вдвое - с 17208 до 35665 рублей в год. А к 2015 году они возрастут в три раза. Та же «Российская газета»: «Ситуацию усугубили новации в торговле: как раз в это самое время у «палаточников» отняли право продавать самый выгодный товар - табак и пиво. Никто и не подумал, что предложить им взамен. Хотя отрицательный эффект легко просчитывался».

Таксисты и бабки

Конкретно для жителей Бурятии нововведения обернулись возвратом в конец 80-х и последующие 90-е. Уже сейчас водку продают таксисты, и даже не надо выбегать к дороге – телефонная связь шагнула далеко вперед, заветный «пузырь» подвозят после 21 часа прямо к подъезду. Также стройными рядами к 9 вечера к дверям магазина потянулись бабушки с кошелками, в которых звенят бутылки с «катанкой». Товар пользуется спросом, организму страждущих не прикажешь ровно по часам останавливать увлекательный процесс пития.

Это очень наглядная цена попытки побороться за здоровье жителей Бурятии не просчитанными методами. У всех владельцев продуктовых магазинов, оптовиков, торговых сетей, производителей водки и пива вопрос, на который они не получили ответа у местной власти, – почему, в отличие от всей страны, Народный Хурал ограничил покупку спиртного 21.00, а не 23.00? Пояснений до сих пор не получено. Кто-нибудь из разработчиков закона считал мультипликативный эффект? Количество безработных продавцов? Величину потерянной выручки и, как следствие, обрушение налогооблагаемой базы?

Драйвером работы магазинов в вечернее и ночное время является алкоголь. Разницу в два часа кто-нибудь из власти считал? Разницу между продажей только продуктов и затратами на персонал ночью кто-нибудь считал? А с учетом двух потерянных в Бурятии часов? Вряд ли.

Зато на данный момент в пошаговых магазинах и торговых сетях происходит следующее. Драки между покупателями и продавцами зафиксированы. Неспособность охраны магазинов сдерживать желания пьяных компаний были. Оскорбления, угрозы в адрес продавцов, в обязанности которых не входит борьба за здоровье и общение с пьяными на повышенных тонах. Внезапно с 1 января магазины Улан-Удэ превратились в зону повышенного риска. Для тысяч нормальных улан-удэнцев это время, когда они возвращаются с работы. Полицейские не могут контролировать ситуацию, на каждый магазин пост не выставишь.

И смех и грех

В ночное время в январе в Улан-Удэ придуман самый анекдотичный способ покупки спиртного. Забегаешь в винный уже закрытый отдел, хватаешь бутылку, отпиваешь глоток и улыбаешься в лицо оторопевшим охране и продавцам. Те вынуждены принимать деньги, потому что иначе отпитая бутылка «ляжет» на их зарплату. Чтобы предотвратить массовые ночные забеги на водочные и пивные прилавки, торговые сети тратят десятки тысяч рублей на установку барьеров внутри помещений.

Одновременно в магазинах вспыхнула внутренняя коррупция. У всех продавцов и охраны есть знакомые, родственники. Звонят, просят, умоляют продать спиртное. Через кассу пробивать нельзя. Продают - следуют наказания, увольнения, семейные драмы. Это ни в коей мере не может поколебать устои апологетов борьбы с потреблением спиртного. Но на всякий случай – в желании оздоровиться есть и другая сторона реальности.

Производство падает

Несколько слов о производстве. Пивовары Бурятии категоричны – на 30 процентов снизились объемы производства пива. Именно из-за введения 9-часового моратория на продажу и запрета продажи пива в ларьках. Далее выпускать пиво на территории республики становится бессмысленным в принципе. Нет рентабельности. Сейчас отдельные предприятия продолжают работать или из-за длинных кредитов, или по причине энтузиазма, который, впрочем, рано или поздно закончится. Как комментирует один из руководителей пивоварни в Бурятии:

«В прошлом году мы заплатили 7 миллионов налогов, работали 20 человек. А что дальше? Мрак и туман. Можно пойти еще дальше и объявить себя первым в России регионом, свободным от алкоголя. Запретить производство и реализацию. Давайте выслужимся перед федеральным центром, как в случае с запретом с 9 часов», – говорит пивовар.

Водочный «Байкалфарм», по традиции, не озвучивает публично своих проблем, но там явно также нечем похвастать. На смену легальным продуктам и цивилизованным продажам приходят таксисты, бабушки и точки на хатах. Снижение налогооблагаемой базы будут знать в республиканских ведомствах, но вряд ли рискнут заявить масштабы упадка.

Головокружение от «успехов»

Между тем, законодатели Бурятии не собираются останавливаться на достигнутых успехах. В недрах Народного Хурала идет работа над законом, продолжающим борьбу с алкоголем. Первоначально проект, выложенный на сайте Хурала, предусматривал запрет на продажу пива в стационарном общепите – закусочных и столовых. Вместе с другими ограничениями мы бы уверенно приближались к реальному «сухому закону». Однако позднее в законопроект были внесены изменения. Теперь там совсем непонятное: запрет на продажу с 23 часов вечера до 8 утра в нестационарных точках общепита. Что такое «нестационарный» общепит в Бурятии? Юрта-кафе? Павильон? Или ресторан, извините, без коммуникаций? Бизнес теряется в догадках.

В принципе, в общем, в Бурятии эмоционально решили бороться с пьянством за счет серьезных потерь в экономике. Если бы населению и бизнесу объяснили – мы передовой регион в борьбе, рискуем бизнесом, налогами, дабы поправить здоровье населения – вот цифры, мы их достигнем, давайте терпеть. Это было бы еще как-то цивилизованно, хотя и вычурно, на фоне общих экономических проблем. Однако сделали как обычно – раззудись плечо, размахнись рука.


«Номер один»
 

20.02.2013