Четверг, 28 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Пробку забил Вячеслав Фетисов

Чтобы победить алкоголизм, сенатор предлагает не продавать спиртное тем, кому нет 21 года.

В Госдуму внесен законопроект о повышении «возрастного ценза» на продажу алкогольной продукции. Если документ будет одобрен, то в скором времени легально приобщиться к спиртному россияне смогут не раньше, чем с 21 года. Лицам моложе этого возраста любую высокоградусную продукцию продавать запретят.

Приподнять «планку на алкоголь» предложил первый замглавы комитета по социальной политике Совета федерации, известный в прошлом хоккеист Вячеслав Фетисов. Так он собирается бороться с массовой «алкоголизацией молодого поколения».

«Сегодня Россия занимает первое место в мире по употреблению алкоголя на душу населения, включая детей и стариков, это 18 литров спирта в год на каждого гражданина страны. Возраст приобщения к алкоголю за последние годы у нас снизился с 15 до 11 лет. По экспертным оценкам, в нашей стране из-за потребления алкоголя из 100 юношей до пенсии доживут в лучшем случае 40», - аргументирует «Интерфаксу» необходимость изменений сенатор. По его мнению, действующий на сегодняшний день закон, который разрешает продажу алкогольной продукции лицам с 18 лет, не решает проблемы.

По официальным данным, которые приводит Фетисов, число алкозависимых в стране приближается к двум миллионам, а по неофициальным – к десяти: «Ситуация катастрофическая, поэтому должны быть приняты радикальные меры».

Сможет ли возрастной ценз переломить ситуацию? И где гарантии, что новый закон будет работать, если пьянство у нас молодеет, как бы, само по себе, независимо от запретов? Эксперты, опрошенные «СП», высказывают на этот счет по-разному. Но в одном они все же сходятся – одними запретами решить проблему невозможно.

- Я поддерживаю эту инициативу, - говорит руководитель медицинских программ Благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», врач-нарколог Сергей Полятыкин, - поскольку где-то до 21 года формируется физиология организма человека. Нужно, чтобы формировался организм в нормальных условиях, потому что, если это происходит в условиях повышенного содержания алкоголя в крови, - это уже, понятно, шаг к нездоровью и дальнейшему развитию алкоголизма. Общая схема такая: чем позже человек начинает употреблять любые психоактивные вещества, тем лучше для его здоровья, продолжительности его жизни, да и для окружающих.

«СП»: - Как же уложиться в эту схему?

- Дети, как известно, воспринимают поведенческие стереотипы взрослых. Говорят даже, что они слышат не то, что им говорят, а то, о чем говорят между собой родители. И такие эксперименты проводились: в детском садике, например, 5-6-летним детям взрослые психологи предлагали поиграть в праздник. Ребятишки тут же сдвигали столы, выставляли на столах кегли, кубики – они изображали пьянку. То есть вот когда на самом деле уже формируется этот стереотип поведения - когда человек не начал еще употреблять спиртное. Вот эту цепочку надо прервать. В первую очередь нужно, чтобы было меньше мест, где можно употреблять алкоголь. В идеале это должны быть или только дом человека, собственный, или место, специально предусмотренное … ну, то есть, общепит. Нужны и экономические меры – поднятие цены, чтобы трезвый отдых стал дешевле пьяного. Ограничение доступности - уменьшение количества мест продажи алкоголя. Оставить спиртное только в крупных торговых сетях, потому что крупной торговой сети на подростках делать оборот неинтересно - она может налететь на штраф и лишение лицензии. Там не захотят терять такие деньги, и там все запреты, скорей всего, будут соблюдаться. Поднятие возраста, как вы понимаете, не самое главное в стратегии по уменьшению употребления алкоголя. Важнее прервать вот эту цепочку передачи алкогольных стереотипов. И, конечно, чтобы нормы закона безупречно выполняли в первую очередь правоохранители. Если они могут спокойно пройти мимо подростков, пьющих пиво около метро, то грош цена этим законам.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин уверен, что законопроект не пройдет:

- Уже было отклонено где-то пять подобных проектов. Дело в том, что по российскому законодательству человек считается полностью дееспособным с восемнадцатилетнего возраста, то есть он уже может создавать семью, приобретать или отчуждать имущество, участвовать в работе выборных органов власти, в армию тоже призывают с 18 лет… Соответственно, как его можно ограничить в способности покупать алкоголь или сигареты? С точки зрения права – это странно. Тем более что у нас проблема приобретения алкоголя до 18 лет тоже существует. Вот я думаю, что для молодых людей сегодня самая лучшая профилактика от пьянства – это служба в армии, служба по призыву в полиции. Там - дисциплина, определенные ограничения. И молодым людям, на самом деле, это необходимо для того, чтобы они с ума не сходили и не спивались. Наверное, это общая проблема воспитания молодежи. Она должна решаться не одними ограничительными мерами, и только в отношении алкоголя…

«СП»: - Но пока подросток дорастет до армии, он может просто спиться. У нас алкоголиками становятся уже к 14 годам…

- Но я говорю не о проблеме алкоголизма в общем. Алкоголизм - это, к сожалению, неизлечимая болезнь, практически врожденная. Алкоголиков на генетическом уровне у нас примерно 6%. Их можно просто изолировать от алкоголя, вне зависимости от возраста и вне зависимости от количества алкоголя. А здесь речь идет о том, чтобы снизить пьянство среди молодежи. Эту проблему, я считаю, решать нужно именно просто дисциплинированием молодежи в широком смысле.

«СП»:- Но вы поддерживаете инициативу сенаторов в принципе?

- Я уже сказал, что она противоречива. Потом, такой закон не смог бы решить проблему, а, возможно, даже увеличил бы число желающих отступить от его выполнения. Нельзя принимать законы, которые сами по себе работают плохо. Хотя вот в Казахстане, например, – у них совершеннолетие с 21 года наступает – запрещена продажа и употребление алкоголя лицам, не достигшим 21 года. И, может быть, в рамках таможенного союза (сейчас готовится соглашение об обороте алкогольной продукции на территории единого таможенного пространства) этот вопрос и разумно поднять и решить на наднациональном уровне.

«СП»: - Каким образом?

- Международным соглашением установить единый возрастной ценз на приобретение алкоголя. То есть не связывать этот вопрос именно с совершеннолетием, а сделать это общим требованием, наднациональным, оборота алкоголя.

По мнению адвоката Алишера Захидова, идея возрастного цензурирования доступности алкогольной продукции вступает в противоречие с действующим Гражданским кодексом:

- Не верю, честно говоря, что таким вот образом удастся достичь каких-то целей. Потому что есть примеры обратного. Вот ввели нулевой промилле на алкоголь для водителей - уже больше двух лет эта норма действует. Как было количество смертей в ДТП по России порядка 35 тысяч в год, так оно и есть. Показатели не меняются. При Горбачеве еще был чуть ли не полный запрет на алкоголь. Но, как только давили планку, рос рынок различных суррогатов и самогоноварения. Второй момент. Сейчас в Госдуме опять популистские предложения по поводу запрета провоза алкоголя на бортах самолетов. Там два дурака повели себя по хамски, а получается, что априори на всех нас теперь лежит клеймо дебоширов. То есть вот такие принудительно-запретительные меры – это, к сожалению, в черных традициях нашего законодательства: запретить, закрыть, убрать… И можно подумать, это решит проблему. С моей точки зрения – это не мера. Точнее, это популистская мера. Отвлекать молодежь от алкоголя нужно другими методами.

«СП»: - Например?

- Прежде всего, это должна быть государственная задача. Должна вестись нормальная социальная реклама по телевидению, которой нет. Да, убрали с экранов пиво, но социальной рекламы, направленной на то, чтобы у людей правильно формировалось отношение к алкоголю, вот этого нет. В обществе по-прежнему не создается нетерпимость к алкоголю, мы видим, как спиртное по-прежнему поголовно везде продается. Лицензию, которая стоит порядка 40 тысяч рублей и которая отбивается за два-три дня при хорошем раскладе, можно и получить легально, и купить. Поэтому нет никакой альтернативы этому запрету. В обществе абсолютно не формируются какие-то нормы, критерии и приоритеты человека труда. Вот раньше был институт общественного порицания. Сейчас этого нет в принципе. Никто на тебя даже не обратит внимания, если ты будешь сильно пьяный – только милиционер, если ты нарушишь правила ПДД. И то, он будет требовать с тебя выкуп. Сегодня в Москве ставки доходят уже до полумиллиона рублей.

«СП»: - То есть не хватает пропаганды трезвости?

- Не только пропаганды. Должны быть некие комплексные меры, позволяющие людям делать правильный выбор в жизни - не с точки зрения принуждения сверху, а с точки зрения правильного выбора снизу. Человек должен понять, что ему выгодней, убежать из жизни через алкоголь, либо быть трезвым, потому что это престижно, это помогает жить и работать… это помогает быть востребованным. А на сегодняшний день огромное количество молодежи просто не у дел. В регионах количество латентной безработицы среди молодежи огромно. И чтобы как-то занять свой досуг и руки, они не только точат карандаши, но еще бегут и за бутылкой. Запретить, безусловно, проще. Но это все равно, что забить гвоздь в доску – острый конец вылезет с другой стороны. Необходимо именно комплексное формирование в обществе нетерпимости к алкоголю. Люди должны понимать, почему выгодней быть трезвыми, чем ходить «под балдой», что называется, двадцать четыре часа в сутки.


Свободная Пресса
 

12.02.2013