Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Интервью с наркологом Алтайского края: Смогут ли наркологи победить алкоголизм и наркоманию в Алтайском крае?

Предновогодняя лихорадка уже прекрасно заметна: магазины пестрят заманухами в виде «скидок под елочку», горожане озабочены покупкой подарков, но еще больше — выбором новогоднего меню.

В котором, как ни крути, спиртное ничуть не менее обязательно, чем тазик оливье и мандарины. О том, как встретить Новый год (Рождество, старый Новый год и проч., и проч.) так, чтобы не было мучительно похмельно, как оградить от алкоголизации хотя бы подростков и, собственно, вообще о культуре пития мы говорим с главным внештатным наркологом Алтайского края, психиатром-наркологом высшей категории Андреем ИВАНОВЫМ.



— Андрей Анатольевич, крепко «бьет по печени» барнаульцев череда новогодних праздников?

— К сожалению, да, это время жаркое для наркологов. Долгие эти каникулы без работы врачей уж никак не оставят. У нас ведь многие праздновать Новый год начинают уже дней так за десять до всяких там курантов и прочих «условностей». Понимаю, что крайне разочарую любителей «гулять так гулять», но норма употребления крепких спиртных напитков — 100-150 граммов. Не больше. А лучше пить качественные сухие вина, 200-250 граммов. Это предельная норма, повторюсь, за все праздники. Ни в коем случае не пейте на голодный желудок, не пейте сразу по полстакана, обязательно плотно закусывайте, и вообще — не спиртное должно быть в центре внимания в праздник. Гуляйте, танцуйте, пойте, общайтесь. Глупо превращать отдых в череду мутно-похмельных, с головной болью и желудочными расстройствами, дней.

— Сто граммов водки за все новогодние каникулы... Нет, понятно, что это разумное, взрослое отношение к себе, к своему здоровью, но звучит, мягко говоря, утопично. А как быть тем, кто не остановился на двух рюмках?

— Тот, во-первых, должен понимать, что это прямой путь к алкогольной зависимости. Если человек не в состоянии остановиться, выпив рюмку-другую, и знает, что «пойдет вразнос» и будет пить до отключки, — это означает, что спиртное не для него. Годом раньше, годом позже, но итог, поверьте мне, у всех одинаков — человек оказывается в алкозависимости. Это не преувеличение, не страшилки, — так устроен наш организм. Но если уж так случилось, ни в коем случае не лечите подобное подобным, не надо никакого «опохмела». Отоспитесь, пейте как можно больше гранатового сока, компота — там много калия. Примите пару таблеток панангина, — тоже для восполнения «убитого» спиртным калия и магния. Станет получше — идите гулять, на свежий воздух. Не надо физических нагрузок, не надо саун-парилок, пожалейте свой организм.

И, повторюсь, помните: если наутро после пьянки выпить больше 50 граммов спиртного — вы просто начинаете новый ее виток. Если вы чувствуете, что не можете остановиться на 100-150 граммах — приходите в наркологический диспансер, мы вам поможем от этой зависимости избавиться. Вы же не хотите, чтобы вас к нам привезли уже на скорой с алкогольным психозом? Галлюцинаций, расстройства психики не хотите? Поверьте, те, кого привозят, тоже полагали, что они «пьют умеренно, пьют как все». Не гробьте себя своими же руками! Организм человека вырабатывает предостаточно своих, «внутренних» опиатов, «гормона счастья» например, которые дают все возможности жить в удовольствие. Просто попробуйте — откажитесь хоть на неделю-другую от всякого рода искусственных стимуляторов (спиртного, табака, кофе, чая). Я вам обещаю — жизнь ваша существенно улучшится.

— Хочется надеяться, читатели прислушаются к вам, Андрей Анатольевич. Но пока, сдается мне, ситуация с алкоголизацией населения в Алтайском крае выглядит вовсе не радужно. Есть ли какая-то динамика, меняется ли картина потребления спиртного?

— Снижения потребления не наблюдается. Однако и роста — тоже. Последние пять лет четко прослеживается тенденция к стабилизации в этой сфере. К сожалению, показатели употребления спиртного в крае превышают среднероссийские. Хотя, объективности ради, нужно подчеркнуть, что уровень алкоголизации растет во всех регионах России. И что самое печальное, во многом — за счет вовлечения в пьянство подростков. Да что там подростков — детей! Сегодня средний возраст начала употребления алкоголя снизился до 11-12 лет. И пьют эти самые подростки такую в самом прямом смысле отраву, как алкогольные энергетики. С моей точки зрения, ничего разрушительней для растущего организма не придумаешь. При употреблении энергетиков алкогольная зависимость формируется крайне быстро. А если учесть, что и курят сегодня подростки очень не по-детски... А одна зависимость всегда усиливает другую. По-хорошему, в нормальном обществе ребенок до 18 лет вообще не должен пробовать спиртное, не должен курить, не говоря уже об употреблении наркотиков. Это дает довольно крепкую гарантию того, что во взрослой жизни человек не запьет и не закурит.

— Видите ли вы какие-то реально работающие механизмы воспитания подростков в ключе «нет спиртному, курению и наркотикам»?

— Да, конечно, и вижу, и сам, как представитель наркологической службы края, занимаюсь профилактикой употребления всей этой пакости среди подростков. Зачастую к профилактике, к пропаганде здорового образа жизни относятся у нас пренебрежительно. И совершенно напрасно. Нужно самым настойчивым и последовательным образом объяснять нашим детям, что разрушить здоровье — очень легко, что любое спиртное для них — просто яд, что курение на самом деле убивает их. О наркотиках вообще молчу, — это для любого человека, 15 ему или 35, должно быть табу.

— Но, согласитесь, подростки, начиная пить-курить, ведь не алкоголь-сигареты на самом деле выбирают. А образ «красивой взрослой жизни», который так настойчиво навязывается телевидением, кинематографом... Сложно противопоставить этим картинкам «мачо с сигарой» или «гламурной девушки с ментоловой сигареткой» нотации о пользе здорового образа жизни...

— Нет, не соглашусь. Это нам внушают, — мол, уже ничего не поделать, уже все подрастающее поколение вовлечено в питье-курение-наркотики, поезд ушел. Это не так. Полно у нас совершенно нормальных ребят, которые заняты учебой, спортом, у которых есть прекрасные хобби. Танцуют, поют, чем только не увлекаются. И ребенок, у которого есть увлечение, у которого голова занята делом, есть мотивация чего-то добиться — в любимом виде спорта, скажем,— ему абсолютно не нужны никакие энергетики-сигареты. А вот если ему нечем заняться, некуда приложить энергию... И тут, конечно, мы должны оберегать детей от алкоголизации и наркотизации всем миром, — и семья, и школа, и общественные организации. Вы не причитайте: «ой, опять подростки на детской площадке собрались и пиво глушат», — а хотя бы родителям их скажите, хотя бы участковому. Ну раз они разбегутся, другой, но, может, именно вы остановите хотя бы одного ребенка. А кто-то — еще одного, и пойдет дело. Гораздо более активными нужно быть взрослым, не резонерствовать, а делать реальные вещи (кружок, условно говоря, спортивный во дворе организовать для ребятишек). И, что крайне важно, на личном примере показывать детям, что нормально и единственно верно — жить без всех этих искусственных заменителей радости.

— Нужны ли, на ваш взгляд, изменения в законодательстве? Скажем, резкое увеличение цен на спиртные напитки, запрет на курение в общественных местах?

— Цены я не стал бы резко поднимать — не надо провоцировать рост потребления суррогатов, технического спирта. Что реально работает — это значительное сокращение точек, торгующих спиртным и табачными изделиями. Не должно быть никакой шаговой доступности таких магазинов, никакой круглосуточной торговли. Я всецело за поднятие возрастной планки продажи спиртного до 21 года. В той же, скажем, Америке попросту нет магазинов, где можно купить спиртное позже 9 часов вечера. И в Европе нет, и в Японии, я сам тому свидетель. Купить спиртное можно в барах-ресторанах, но там дорого, больше рюмки-другой не купишь. И вот все это отлично работает, там уровень алкоголизации намного ниже. Что касается запрета на курение в общественных местах — это эффективная мера на перспективу. Высок шанс, что гораздо меньше подростков закурит. А вот цену на табак я бы не поднимал — курить не перестанут, всякую дрянь, но курить будут. И вообще — неверный это подход: «не буду пить-курить, потому что это дорого». Мотивация должна быть у разумного человека другой: «я не пью, не курю и не употребляю наркотики, потому что мне здоровья второго никто не выдаст, я хочу жить здоровым».

— А вот часто же люди оправдывают себя тем, что, мол, дед пил, отец пил, мол, в генах это у меня. Это миф или на самом деле есть такая генетическая «обреченность»?

— Безусловно, есть люди, у которых предрасположенность к развитию зависимостей заложена генетически. Причем к любым зависимостям, — ведь механизм возникновения у всех зависимостей один. Будь то игромания, будь то алкоголизм, будь то наркомания. У таких людей нарушена работа нейромедиаторов мозга, у них меньше вырабатывается эндогенных, «внутренних» то бишь, опиатов. И они в силу этого постоянно чувствуют себя подавленно, депрессивно, не получают удовольствия от жизни. А спиртное или, скажем, казино дает им возможность почувствовать себя в приподнятом настроении, испытывать удовольствие. Но, конечно, такой путь получать удовлетворение от жизни — просто медленное самоубийство. Наследственная отягощенность в плане той же алкогольной зависимости — не миф, но все это корректируется, все поддается лечению, было бы желание. Приходите к нам, мы обязательно поможем.

— Взрослые люди могут, по крайней мере, решить, какую жизнь им прожить, — в здоровье или в плену зависимостей. А подростки, согласитесь, очень часто туманнейшим образом представляют себе, что они с собой делают «парой баночек «Ягуара» или «косячком»...

— Соглашусь. Но дети живут не в безвоздушном пространстве. У них есть папы-мамы, у них есть учителя, у них есть специалисты систем здравоохранения и образования, правоохранительных органов и собственно наркологической службы, Алтайского краевого наркологического диспансера, в частности. Родители и школа должны изо дня в день пропагандировать среди подростков здоровый образ жизни, как ни банально это звучит. Это обязанность — родили, будьте добры объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Сами ведите нормальный образ жизни, найдите вместе с сыном или дочкой интересное для ребенка занятие. Если же ситуация вышла из-под контроля, и родители подозревают, что ребенок что-то употребляет (курит, пьет, нюхает, колется), — и тут есть выход, и не один. В Алтайском крае для выявления наркозависимых, на мой взгляд, сделано очень немало: развита сеть наркокабинетов, в каждом районе края работает нарколог. Существует и единственный в Сибири детско-подростковый центр «Родник», который занимается профилактикой, реабилитацией, амбулаторным лечением подростков-наркоманов. В нем тест на употребление наркотиков по желанию может пройти любой школьник или студент. Это бесплатно, анонимно, конфиденциально. Кроме того, сейчас мы проводим добровольное тестирование на употребление наркотиков в школах края. В группе риска — 15-17-летние. В этом возрасте подростку и так очень нелегко: гормональные бури, становление личности, плюс выход «в большой мир» с его клубами, дискотеками и т. д. Ежегодно тестируется около двух тысяч ребят, выявляется 0,1% употребляющих наркотики. В основном употребляют марихуану. Хочу подчеркнуть, что по сравнению с 2005 годом подростков-наркоманов у нас в крае стало в четыре раза меньше. В 2005-м показатели подростковой наркомании у нас были в два раза выше, чем в среднем по России. Сегодня по этому показателю мы в рамках среднего по стране. Это, безусловно, результат профилактической работы всех ведомств. Отмечу также, что по сравнению с 2005 годом наши подростки значительно меньше стали употреблять внутривенные, «тяжелые» наркотики. Снизилось и потребление т. н. «дискотечных» наркотиков. Конечно, работы впереди много, но ее результаты — если ей на самом деле заниматься всем миром — очевидны. Просто все мы — взрослые — должны добросовестно делать то, что должны. И тогда у нас будут здоровые дети, и сами мы будем радоваться жизни безо всяких искусственных стимуляторов.
 
Московский комсомолец
19.12.2012