Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Казахстан. Президент Нурсултан Назарбаев поручил акимам регионов контролировать импорт продукции из стран ТС

Президент Нурсултан Назарбаев поручил акимам регионов контролировать импорт продукции из стран ТС. По данным Агентства РК по статистике, за январь – август импорт из России в Казахстан вырос на 5%, из Беларуси – на 11,2%, при этом снизился экспорт из РК в Россию на 11,4%, в Беларусь – на 23%. По прогнозам некоторых экспертов, товарооборот в ТС в 2012–2013 годах в целом будет расти, казахстанский экспорт – снижаться, а импорт расти в среднем на 5–10% в год.

В среду на совещании с акимами всех уровней президент РК Нурсултан Назарбаев поручил акимам регионов контролировать импорт продукции из стран ТС. «Если при Таможенном союзе импорт будет преобладать, вы получите деиндустриализацию в области. За этим надо строго следить, то есть наши товары неконкурентны, мы не продаем, а только покупаем. Постепенно могут остановиться наши предприятия, это всех касается», – сказал он.

По данным Агентства РК по статистике, за январь – август 2012 года во взаимной торговле Казахстана со странами ТС товарооборот с Россией составил $15,038 млрд, или 96,9% от общего объема, с Беларусью – $483,3 млн, или 3,1%. В сравнении с соответствующим периодом предыдущего года товарооборот с Россией остался на прежнем уровне (небольшое снижение на 0,5%), с Беларусью вырос на 5%. В том числе наблюдается рост импорта из России на 5%, из Беларуси – на 11,2%, при этом экспорт снизился и составил: с Россией – 88,6%, Беларусью – 77%. А удельный вес в общем объеме товарооборота составил: Россия – 16,7%, Республика Беларусь – 0,5%.

Директор Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Олжас Худайбергенов пояснил, за счет каких товаров произошло снижение и увеличение казахстанского экспорта. За январь – сентябрь экспорт минеральных продуктов, доля которого в общем экспорте составляет 38,6%, упал за год на 37,3%, продукции химической промышленности – на 16,5%, экспорт кожевенного сырья и древесины вырос в 5 и 2 раза соответственно. «Такой громадный рост объясняется эффектом базы – кожевенного сырья за январь – сентябрь прошлого года было продано всего на $1,2 млн, а сейчас на $5,5 млн. Древесины было продано на $2,2 млн, а теперь на $4,4 млн. Доля каждого из них в общем экспорте составляет менее 0,1%. Для сравнения: Беларусь, будучи сопоставимой экономикой, экспортирует в рамках ТС кожевенного сырья в 9 раз больше, а древесины – в 60 больше», – говорит он.

Как отметил О. Худайбергенов, экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, доля которого в общем экспорте составляет 3,1%, вырос более чем в 2 раза. «Это действительно хороший показатель. Однако потенциал роста еще есть. Для сравнения: Беларусь экспортирует в рамках ТС в 20 раз больший объем. Остается текстиль с долей в 1,5% – его рост составил 17,8%, что больше объясняется инфляцией, а не увеличением физического объема. Металлы и изделия из них выросли всего на 5,6%, а за вычетом инфляции, скорее всего, есть падение физических объемов.

Радует рост экспорта машин, оборудования и транспортных средств – более чем в 2 раза, причем есть хороший рост продаж подшипников, аккумуляторов, арматуры. Но опять же есть потенциал роста – Беларусь продает той же продукции в рамках ТС в 10 раз больше и находится на одном уровне с Россией», – поясняет О. Худайбергенов.

Директор ЦМИ напоминает, что данные по экспорту и импорту Казахстана в рамках ТС известны пока только за январь – сентябрь 2012 года, а в целом за год показатели будут больше. «Но в целом импорт превышает экспорт в 2,5 раза, то есть по торговле в рамках ТС мы имеем очень большое отрицательное сальдо. Надеюсь, что в рамках ГПФИИР и ее следующего этапа такой дисбаланс будет устранен», – говорит эксперт.

По его прогнозам на конец 2012-го и на 2013 год, товарооборот в целом будет расти, но экспорт будет снижаться, а импорт – расти в среднем на 5–10% в год.

Кроме того, О. Худайбергенов отметил, что эффект от ТС для Казахстана с первого года был отрицательный, так как отрицательное сальдо росло и тогда. «Но в первый год рос не только импорт, но и экспорт, это позволяло говорить о том, что якобы в ТС есть выгода для Казахстана. Однако рост экспорта в первый год объяснялся частично инфляцией, так как анализируются только номинальные показатели, а также эффектом «отскока» после спада в 2009 году», – говорит О. Худайбергенов.

Первый заместитель председателя правления НЭПК «Союз «Атамекен» Рахим Ошакбаев считает, что своеобразным «тормозом» в экспортном продвижении казахстанских товаров на рынок России явились проблемные вопросы по регистрации товарных знаков, ретроспективным («советским») брендам, защиты исключительных прав казахстанских правообладателей на товарные знаки в процессе взаимной торговли со странами ТС. Также он сообщил, что в адрес НЭПК «Союз «Атамекен» поступала информация о проблемах с алкогольной продукцией во взаимной торговле от Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана «КазАлко», АО «Кокшетауминводы», «Союз виноделов Казахстана», ОЮЛ «Союза пивоваров Казахстана».

Между тем руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕБР) Андрей Анисимов считает, что основные факторы, которые влияют на рост взаимной торговли в ТС, – это внутренний модернизационный и инвестиционный спрос между тремя странами и взаимные поставки товаров, в том числе приграничная торговля. А именно: энергоносители и комплектующие в обрабатывающей промышленности, продовольственные товары для пары Россия – Беларусь; продукция машиностроения и оборудование, минеральное сырье, взаимные поставки нефти на переработку и нефтепродуктов для пары Россия – Казахстан; продовольственные товары и машиностроение для пары Казахстан – Беларусь. Кроме того, существует фактор мировой экономической конъюнктуры, которая влияет на ТС через канал снижения темпов роста в мировой экономике. По его мнению, структура торговли по отраслям между странами ТС остается в целом прежней. Рост товарооборота Беларуси и Казахстана является следствием низкой базы предшествующего периода, с одной стороны, а с другой – служит реакцией экономик двух стран на снятие таможенных барьеров с введением режима ТС и ЕЭП.

«В прошлом году был летний скачок экспорта нефтепродуктов из Казахстана в Россию (так как цены в РФ на бензин были выше), особенно это было заметно в приграничных регионах, в этом году его нет. Также прошлогодний высокий урожай зерновых, например, и в России, и в Казахстане, и в Украине повлиял на белорусский импорт в этом году, – из Украины и России было ближе привезти, чем из Казахстана. В целом данные по трем кварталам не являются конечными для 2012 года, надо будет посмотреть и четвертый квартал. По некоторым товарным группам есть поквартальная неравномерность поставок от года к году», – поясняет А. Анисимов.

ЕБР отмечает, что взаимная торговля ТС в 2011 году показала существенный рост в стоимостном выражении по отношению к 2010 году – 132%. Этот результат был достигнут на фоне снижения темпов роста мировой торговли и производства, частичной стагнации и снижения потребления в преддверии эскалации и разрешения долговых проблем, особенно в развитых экономиках. В 2012 году итоги взаимной торговли ТС покажут несколько меньшие результаты в стоимостной оценке.

При этом отмечается разница между динамикой показателей взаимной торговли ТС в стоимостном и натуральном выражении (в штуках и тоннах). Здесь есть две причины. Во-первых, это рост мировых цен на углеводороды, которые имеют существенное значение и в общем торговом обороте стран ТС (Россия и Казахстан – крупные экспортеры) и участвуют во взаимных поставках. Во-вторых, потенциал советской кооперации в обрабатывающей промышленности близок к исчерпанию в ряде секторов. Надо строить новые цепочки создания добавленной стоимости уже в условиях широкой вовлеченности наших стран в мировое хозяйство, и общий рынок дает возможности странам ЕЭП для эффективного движения капитала и факторов производства без разделительных линий.

«Вполне вероятно, что некоторое снижение товарооборота в январе – сентябре этого года было связано с вступлением России в ВТО и сопровождающим этим процесс изменением торгового законодательства как самих стран в отдельности, так и в рамках ТС. В итоге ситуация сложилась таким образом, что приходится пересматривать таможенные пошлины и в целом процедуру взаимного товарооборота. Ранним планам о едином вступлении в ВТО так и не суждено было сбыться, что привело к определенного рода проблемам», – считает специалист аналитического центра АО «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов. По его словам, увеличение взаимной торговли между тремя странами возможно после унификации тарифов, то есть после вступления оставшихся двух стран в ВТО. Потенциально первым вступает Казахстан, а значит, вероятен рост товарооборота с Россией, но это не значит, что торговля с Беларусью начнет падать.

По прогнозам ЕБР, на конец 2012 года существенных изменений по товарообороту, экспорту и импорту в ТС не ожидается. На ближайшие год, два, три – высокий потенциал у взаимных поставок товаров обрабатывающей промышленности по импортозамещению, в том числе с учетом запуска новых производств и реализации инвестиционных проектов. И не только за счет внутренних и взаимных инвестиций стран ТС. Еще на этапе вступления России в ВТО и продвижения Казахстана в переговорном процессе с этой организацией к рынку ТС присмотрелись внешние игроки, которые планируют инвестиции или наращивают имеющиеся мощности в странах ТС в расчете на весь ЕЭП и с прицелом на его расширение. Государственный спрос в странах ТС, во многом ориентированный на внутренних производителей, может также принести кооперационный импульс в производственном секторе ЕЭП.

В частности, как отметили в ЕБР, в среднем около 40% импорта из России приходится на машиностроительную продукцию, из Беларуси еще выше.

«Одновременно между Беларусью и Казахстаном за последнее время организованно 13 совместных сборочных производств на территории Казахстана. Это создание производственных предприятий, и значит, добавленной стоимости и рабочих мест непосредственно в экономике Казахстана, что также открывает дорогу для экспорта этой продукции уже из Казахстана в другие страны ЦА», – отметил А. Анисимов.


www.kursiv.kz
 

29.11.2012