Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 N 17АП-7569/2012-АК по делу N А50-6635/2012

Требование об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ за непредставление декларации удовлетворено правомерно, поскольку в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е.Ю.
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез": Новикова С.Н., по доверенности от 02.05.2012, Плющакова Е.Н., по доверенности от 01.01.2011
от заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июня 2012 года
по делу N А50-6635/2012, принятое судьей Кетовой А.В.,
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" (ОГРН 1025901216571, ИНН 5905099475)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (ОГРН 1095262008698, ИНН 5262244282)
об отмене постановления,

установил:

ООО "Лукойл-Пермь" обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене Постановления N 44 от 15 марта 2012, вынесенного Межрегиональным Управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган, ответчик), согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.06.12 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов заинтересованное лицо указывает на то, что направление декларации в Управление на бумажном носителе не опровергает доказанность события административного правонарушения; событие имеет место, так как не представлением декларации в электронном виде нарушены требования пункта 5 Положения; вина общества установлена и доказана.
В судебном заседании представители заявителя с жалобой не согласились по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения; полагают, что вина как необходимый элемент состава правонарушения не доказана Управлением, поскольку имели место технические ошибки на официальном портале Росалкогольрегулирования.
Заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административным органом установлен факт непредставления декларации по формам согласно приложений N 2,7 в электронном виде по состоянию на 8.02.2012 отсутствуют в подсистеме декларирования, о чем 22.02.2012 был составлен протокол N 21 об административном правонарушении, а 15.03.2012 административным органом вынесено оспариваемое постановление N 44 по делу N 08-08/23 о привлечении общества к административной ответственности в соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ст. 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции действовавшей до 29.12.2011) (далее Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ, вступившего в силу с 29.12.2011) организации, осуществляющие производство и(или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и(или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и(или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и(или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 14 Закона N 171-ФЗ).
В п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, искажение и(или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и(или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение N 858).
В соответствии с п. 3 Положения N 858 декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции.
Организации, использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 2.
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7.
В п. 4 Положения N 858 установлено, что декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно п. 5 Положения N 858 организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате.
Таким образом, нормативными актами установлена обязанность организаций представлять декларации в установленные сроки как на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации, так и в электронном виде в утвержденном формате в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Из материалов дела следует, что декларации по формам N 2, N 7 на бумажном носителе направлены Обществом в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу 18.01.2012, то есть в установленный срок (л.д. 33).
Однако в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка указанные декларации представлены Обществом лишь 04.04.2012, то есть с нарушением установленного срока.
Факт несвоевременного представления деклараций по формам N 2, N 7 за 4 квартал 2011 в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Тот факт, что Обществом указанные декларации на бумажном носителе были направлены в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу) в установленный срок, не свидетельствует об отсутствии события вменяемого правонарушения. Доводы апелляционной жалобы в данной части являются обоснованными.
Вывод суда первой инстанции о том, что не представление в установленный срок декларации в электронном виде не образует событие вменяемого обществу административного правонарушения, является ошибочным, но он не привел суд к принятию неправильного решения.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу презумпции невиновности лица, привлекаемого к ответственности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП), доказать вину должен орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, обществом предпринимались попытки предоставления декларации в электронном виде в установленный срок, однако на официальном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка появилось сообщение о возникших технических ошибках. Обществом было установлено, что предоставленные пароли, а также ИНН и КПП организации вводились некорректно, о чем был составлен акт от 17.01.2012 (л.д. 48-49).
Последующие попытки подать декларации в электронном виде также не удались, что подтверждается скриншотами, представленными в материалы дела.
Доводы общества о наличии объективных (не зависящих от общества) причин непредставления деклараций в электронном виде административным органом не опровергнуты, несмотря на то, что об этих причинах общество указывало в письменных возражениях на протокол об административном правонарушении.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Как следует из постановления, административный орган посчитал, что обществом не представлены реальные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Между тем, из оспариваемого постановления не следует, что административный орган установил, что именно противоправные виновные действия (бездействие) общества привело к совершению правонарушения.
Правильно распределив бремя доказывания по делу, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности вины общества в совершении правонарушения.
Оснований для переоценки данного вывода с учетом всех представленных доказательств и установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не усматривает. Новых доводов и доказательств административный орган для этого не предоставил.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклонены как не подтвержденные материалами дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июня 2012 года по делу N А50-6635/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Е.Ю.ЯСИКОВА

Судьи
С.П.ОСИПОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

 

26.09.2012