Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Примем в меры. Антиалкогольная кампания привела к росту продаж спиртного

«Чай не водка – много не выпьешь» – оказывается, эта шутка имеет прямое отношение к российской действительности. В отличие от чая продажи водки растут, невзирая на репрессии. Хорошо ли, плохо ли, но мы всем своим здоровьем подтверждаем стереотипную любовь к крепкой выпивке.
Странно, но пресса не заметила, что сейчас в России происходит небывалое событие. Впервые в обозримой истории антиалкогольная кампания не сопровождается массовым недовольством – во всяком случае, явно выраженным. Между тем, если сравнить нынешние ограничения: запрет на рекламу алкоголя, ограничение времени и мест продажи, резкое подорожание в связи с ростом акцизов, – нынешняя ситуация немногим отличается от времён горбачёвского «сухого закона». Разве что виноградники не вырубают – впрочем, думается, из-за невысокой популярности вина и отсутствия широко развитого виноградарства.

«Водка будет дорожать в течение всей осени, – говорит эксперт. – Уже сейчас в среднем ценовом сегменте бутылка водки стоит 200–300 рублей, и её цена будет увеличиваться до 400 рублей».
О чём это говорит – население смирилось? Да нет, просто благосостояние людей действительно выросло, выбор возможных вариантов – тоже, так что принимаемые меры раздражают, конечно, но не настолько, чтобы начать протестовать. А ещё нынешняя борьба с зелёным змием показывает, что змий одерживает решительную победу.

Согласно Росстату, оптовые продажи водки в России за июль увеличились на 8%. Заметим: речь идёт, во-первых, о середине лета, когда продажи крепких напитков традиционно снижаются, уступая место пиву и слабоалкогольным напиткам. Что, июльскую 30-градусную жару потребители решили побороть 40-градусным напитком?

По мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, дело не в росте продаж водки. Он обращает внимание на то, что речь идёт об оптовой торговле. То есть спрос вырос не со стороны граждан, а со стороны ретейлеров. «Это было связано с тем, что в производстве резко выросла ставка акциза – на 20% с 1 июля. Не был решён вопрос с полусладкими винами. То есть производители старались как можно больше произвести продукции со старой ставкой акцизов, со старой маркой, и аналогично работала и оптовая торговля. Вся товаропроводящая цепочка насыщалась продукцией и в июне, и в июле. И в июле продолжалась продажа продукции со старой ставкой акцизов в какой-то степени на льготных условиях», – пояснил эксперт.

Впрочем, граждане тоже запасались водкой в преддверии подорожания с 1 июля 2012 года – благо слухи об этом ходили давно. «В итоге потребители делали запасы, но это не значит, что они всё выпили», – говорит Дробиз.

Однако, по его мнению, это не отменяет того факта, что водка и иные крепкие напитки остаются в России наиболее популярными. Так, по данным Росстата, реальные продажи алкоголя населению с января по июль этого года увеличились на 3% по отношению к прошлому году. Причём наибольший рост продаж показали коньяки – их граждане купили почти на 6% больше, чем в прошлом году. Потребление водки увеличилось на 2,5%. Впрочем, она остаётся любимым напитком у половины россиян.

Рост потребления алкогольных напитков – это общемировой тренд.

«В цивилизованных странах снижается потребление низкоалкогольной продукции – вина, пива, слабоалкогольных напитков. Это связано с кризисом: в этот период люди предпочитают пить дешёвый крепкий алкоголь», – говорит Дробиз.

С одной стороны, продолжающийся не первый год кризис заставляет людей искать средство для снятия стресса. С другой – материальное неблагополучие толкает потребителей к покупке крепких напитков. Ведь для снятия стресса нужен сам факт опьянения, а не наслаждение букетом – и тут крепкий алкоголь вне конкуренции.

Что делают правительства развитых стран? Стимулируют интерес граждан к низкоградусной продукции – вину, как во Франции или Италии, пиву, как в Германии и Скандинавии. Российский Минздрав предпочитает бороться с «пивным алкоголизмом», ну а вино никогда не было в особом почёте у россиян.

Одновременно ведомство поддерживает рост цен на крепкий алкоголь, дабы сделать его менее доступным для молодёжи. «Цены на крепкие алкогольные напитки должны быть очень высоки. Это снизит потребление спиртного среди молодёжи», – заявил главный нарколог Мин-здрава Евгений Брюн. Он утверждает, что проводимая политика даёт плоды: в городах России с хорошей экономикой число алкоголиков снижается, хотя в деревнях и маленьких городах число алкогольнозависимых всё ещё очень высоко. Однако это может говорить совершенно о другом.

Например, о том, что малообеспеченные потребители, проживающие в большинстве своём как раз в деревнях и малых городах, массово переходят на суррогаты. Кстати, по мнению Дробиза, этот процесс усилится после 1 января 2013 года, когда из-за роста акцизов самая дешёвая легальная бутылка водки будет стоить около 180–185 рублей.

Потребление водки расти больше не будет, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, что связано с прошедшим 15-процентным ростом акцизов и запланированным их увеличением с января ещё на 30%.

«Водка будет дорожать в течение всей осени, – говорит эксперт. – Уже сейчас в среднем ценовом сегменте бутылка водки стоит 200–300 рублей, и её цена будет увеличиваться до 400 рублей».

Результат? По данным того же Минздрава, от отравления алкоголем ежегодно умирают до 40 тыс. россиян. Нетрудно предположить, что с ростом потребления суррогатов эта цифра только увеличится.

«Законодательные акты и все потуги нашего правительства что-то ограничивать, что-то вообще делать с алкоголем ведут к одному – усилению водочного лобби и к тому, что цены на вино и качественный алкоголь продолжают расти», – сердится винный критик Дмитрий Лысенков. На алкоголиков это, по его мнению, не оказывает ни малейшего влияния. «У простых людей, которые увлекаются алкоголем, собственно, нет ни малейшего повода начать интересоваться чем-то другим, и поэтому они пьют то, что дёшево, и то, что они привыкли пить и что доставляет им нужный эффект», – говорит эксперт.

В крупных благополучных городах – другая беда. Та самая молодёжь, которую Минздрав решил спасти от водки, умирает, сходит с ума и попадает в тюрьмы из-за наркотиков. О том, что волна «легальных» наркотических средств, так называемых спайсов, маскирующихся под «курительные смеси», «соли для ванн» и проч., захлёстывает мегаполисы, буквально кричат все эксперты. А российский «крокодил», изготавливаемый из дешёвых отечественных лекарств, добрался даже до благополучного Запада, изрядно всполошив тамошних борцов с наркотиками. Однако в Минздраве по этому поводу не волнуются – наркоманы проходят по другому ведомству. А в его сводках – уменьшение алкоголиков.

В сущности, ровно потому власти развитых стран, ограничивая потребление крепкого алкоголя, предпочитают стимулировать переход населения на менее крепкие спиртные напитки, а не ограничивать общий объём потребления.

У России примерно так происходило в последнее 10-летие с пивом, которое не попадало под общие запреты из-за технологических особенностей. Благодаря этому в стране в короткое время была создана мощная пивоваренная промышленность, а молодёжь с портвейна, «плодово-выгодной» водки перешла на пиво. Но крики сторонников запретов о «пивном алкоголизме» сделали своё дело: с 2011 года пиво законодательно было приравнено к алкоголю, а акцизы на него начали расти опережающими темпами. В результате, как отмечают теперь пивовары, граждане переходят с пива на водку: по данным Росстата, за первое полугодие 2012 года производство пива в России упало на 3,3%, а производство водки увеличилось на 17,3%, коньяка – на 30,2%, вина – на 13,4%.

Всё это может закончиться печально, предупреждают эксперты. Так, благодаря акцизной политике к 2015 году 80% алкогольного рынка может занять нелегальная продукция. Для наполнения акцизными сборами бюджета это, впрочем, не слишком важно. Как показывает статистика, крепкий алкоголь делается всё более популярным у обеспеченной части граждан, так что акцизы с элитного алкоголя помогут пополнить бюджет.

Так, с начала года больше всего выросло потребление виски (прирост более 50%), а также коньяка (прирост более 43%). Правда, число их приверженцев мало и составляет примерно 5% населения, однако эксперты прогнозируют рост потребления коньяка на 5%, а виски – на 15% в год.

Вообще, последние 12 лет объёмы потребления крепкой алкогольной экзотики – виски, рома, джина, текилы, абсента – выросли в 50–70 раз, отметил Дробиз.


versia.ru
 

18.09.2012