Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2012 N Ф09-5844/12 по делу N А34-6964/2011

Требование: Об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Обстоятельства: В принадлежащем обществу магазине выявлена алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками с признаками подделки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как алкогольная продукция поставлена обществу с приложением товаросопроводительных документов, подтверждающих легальность ее оборота, признаки фальсификации не были явными, установить поддельность указанных марок стало возможным только в ходе экспертизы с применением специальных средств.


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Татариновой И.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области (ИНН: 4501039905, ОГРН: 1034500009125; далее - департамент) на решение Арбитражного суда Курганской области от 09.02.2012 по делу N А34-6964/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Департамент обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экватор" (ИНН: 4501121540, ОГРН: 1064501168709; далее - общество) об аннулировании лицензии от 06.07.2006 N 45МЕ 002921 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Решением суда от 09.02.2012 (судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявления департамента отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о том, что признаки подделки федеральных специальных марок на реализуемой обществом алкогольной продукции не были явными, и у общества отсутствовала возможность установить их поддельность без проведения экспертизы с помощью специальных средств.
Департамент в своей кассационной жалобе также ссылается на неправильное толкование судами п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). По мнению департамента, данной нормой установлена безусловная обязанность суда, при наличии приведенных в ней оснований, принять решение об аннулировании лицензии.

Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - управление) проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при осуществлении последним деятельности по розничной продаже в магазине, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Химмашевская, б/н.
В ходе проверки управлением выявлена алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками с признаками подделки (вино специальное "Мадера", емк. 0,7 л., крепостью 19% в количестве 24 бутылок; вино специальное "Мадера", емк. 1,5 л., крепостью 19%, в количестве 4 бутылок; вино специальное "Портвейн 777", емк. 1,5 л., крепость 18%, в количестве 19 бутылок; вино специальное "Портвейн 777", емк. 1,0 л., крепость 18%, в количестве 24 бутылок).
Управлением составлен акт от 18.08.2011 N 01-10/395/4, протокол ареста от 18.08.2011 N 395/4, протокол изъятия вещей и документов от 18.08.2011 N 395/4.
Изъятая продукция направлена в Главное управление Министерства внутренних дел по Челябинской области в экспертно-криминалистический центр на предмет исследования подлинности специальных марок. Экспертными заключениями от 30.08.2011 N ПЭ-346, от 30.08.2011 N ПЭ-345, от 29.08.2011 N ПЭ-342, от 29.08.2011 N ПЭ-341 установлено, что все марки, наклеенные на изъятые бутылки, изготовлены не производством Гознак, а выполнены способом плоской печати.
По результатам проверки управление направило в департамент представление с предложением об аннулировании лицензии от 06.07.2006 N 45 МЕ 002921 выданной обществу на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Исследовав представленные управлением документы и установив факт реализации алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия достаточных оснований для аннулирования лицензии общества.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Пунктом 2 названной статьи предусмотрена выдача лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
В силу п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в частности, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со ст. 12 названного Федерального закона либо с поддельными марками.
Из содержания п. 2, 3, 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ следует, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации. Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 12 Закона N 171-ФЗ).
Судами первой и апелляционной инстанций установлен, материалами дела подтвержден и обществом по существу не оспаривается факт нахождения в принадлежащем обществу магазине, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Химмашевская, б/н, алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками с признаками подделки.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции отмечает, что аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Лишение лицензии в силу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности и, соответственно, является мерой государственного принуждения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии не считается административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.99 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Таким образом, при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии суд не может ограничиться формальной констатацией факта оборота алкогольной продукции без акцизных (специальных) марок или с поддельными марками без выяснения фактических обстоятельств совершения данного нарушения. Доказанность обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, не является безусловным основанием для аннулирования судом спорной лицензии.
Изложение в п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ в новой редакции Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ не изменило возможность судебного усмотрения при разрешении вопроса об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, суды обеих инстанций, установив факт нахождения в месте осуществления обществом своей деятельности алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками, с учетом соразмерности ответственности пришли к обоснованному выводу об отсутствии в данном случае достаточных правовых оснований для аннулирования лицензии, выданной обществу.
Суды указали, что установить поддельность федеральных специальных марок на изъятой у общества алкогольной продукции стало возможным только в ходе экспертизы с применением специальных средств, что свидетельствует о том, что признаки подделки федеральных специальных марок не были явными.
При этом из материалов дела следует, что алкогольная продукция была поставлена обществу с приложением всех товаросопроводительных документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции.
Таким образом, как правильно указали суды, общество без применения специальных технических средств в данном конкретном случае не могло установить самостоятельно признаки поддельности федеральных специальных марок в обычных условиях.
Доказательства, опровергающие данный вывод судов, департаментом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что оснований для применения к обществу такой меры принуждения, как аннулирование лицензии, не имеется, поскольку, указанная мера является в данном случае несоразмерной, создает необоснованные ограничения для осуществления обществом предпринимательской деятельности, заключающейся в реализации алкогольной продукции.
На основании изложенного суды обоснованно отказали департаменту в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 09.02.2012 по делу N А34-6964/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области - без удовлетворения.

Председательствующий
ПОРОТНИКОВА Е.А.

Судьи
ТАТАРИНОВА И.А.
ЯЩЕНОК Т.П.

 

27.07.2012