Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
На винном рынке России ожидается настоящий бум. И качество напитков улучшится, и цены начнут снижаться

На винном рынке России ожидается настоящий бум. И качество напитков улучшится, и цены начнут снижаться. По крайней мере, так прогнозируют эксперты отрасли.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка подготовила предложения по оптимизации лицензионных требований для винодельческих хозяйств. Документ содержит 12 пунктов, восемь из которых должны существенно облегчить ведение бизнеса для малых хозяйств и легализовать "гаражное" виноделие. Четыре других предусматривают снятие некоторых административных барьеров для всех остальных производителей российского вина.

Пока правительство еще не рассматривало это предложение. Но какие-то выводы сделать можно. Например, как легализация "гаражного" виноделия повлияет на цены?

Об этом "РГ" спросила одного из разработчиков предложений, президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича.

РГ: Как изменится наш рынок алкоголя, если фермерам разрешат делать вино? Это будет существенная прибавка?

Попович: Если мы добьемся того, что они получат право не только делать, но и продавать вино, то через 20 лет отечественный рынок увеличится в 10 раз, а через 50 лет - в 100 раз.

Но вначале нужно прописать законодательно то, что мы хотим. А пока еще есть только предложения для создания законодательного поля. Мы в самом начале пути. И чем дольше мы с этим будем затягивать, тем дольше будем ждать увеличения отечественного рынка.

РГ: А что, без "гаражного" виноделия нам не обойтись?

Попович: Дело в том, что самые лучшие вина мира, как правило, создаются на небольших предприятиях. Но я хочу отметить, что предложение, переданное правительству, направлено не столько на "гаражное" виноделие, сколько на развитие виноградарства малыми предприятиями, которым необходимо создать возможность для засадки небольших участков (от 1 до 7 га), а потом и для производства напитка.

Это позволит нам увеличить площади виноградников, которые сейчас значительно меньше, чем были раньше. В итоге - производить высококачественные вина, которые смогут конкурировать с лучшими мировыми образцами.

РГ: Давайте представим, что уже завтра все условия для фермеров созданы. Понятно, что все это мы сами не выпьем. Таким образом, мы сможем отказываться от импорта и наращивать экспорт?

Попович: Тогда через 20-30 лет мы вообще откажемся от импорта, за исключением каких-то экзотичных марок, и сможем сами задавать тон на мировом рынке. Но пока, как я уже говорил, до этого очень далеко.

РГ: А как сейчас наше вино оценивается на мировом рынке?

Попович: Сегодня Россия производит вин достаточно мало для того, чтобы удовлетворить даже собственные нужды. Примерно до 30 процентов бутилированного вина на нашем рынке - импорт. И примерно половина вина, которое производится в России, разливается из виноматериалов, привезенных из других стран.

Отсюда и экспорт у нас минимальный. Этим занимаются отдельные предприятия, да и то - больше для имиджевых продаж. Так что сегодня перед нами стоит главная задача - ипортозамещение в винодельной отрасли. И реализация наших предложений может этому поспособствовать.

РГ: Однако одно их них уже вызвало у экспертов сомнение. Предполагается, что те, кто производит вино из собственного винограда, не будут использовать на линии розлива счетчик измерения и учета объема произведенной продукции. Как тогда будут контролировать это производство? Не приведет ли такое послабление к тому, что на прилавки будут попадать "суррогаты" - к своему винограду фермеры начнут "примешивать" всякую "химию"?

Попович: Для того, чтобы контролировать, нужно сначала создать условия, чтобы фермеры что-то посадили. А они пока не хотят ничего делать. И это не удивительно, так как вместо развития отрасли мы сразу пытаемся задавить производителей многочисленными контрольными мерами.

РГ: И все-таки согласитесь, совсем без контроля нельзя. К тому же в начале года виноделы выступили еще с одной инициативой - предложили правительству полностью избавить от государственного контроля малые предприятия, производящие домашние алкогольные напитки. Вы поддерживаете эту идею? Не опасна ли такая свобода?

Попович: Нужно действительно мелкие предприятия освободить от излишнего контроля. Но полностью от него отказываться, конечно, нельзя. Для каждого производителя должна быть своя контрольная мера. Не нужно всех подводить под одну гребенку.

А то получается, что 38 проверяющих приходят на большое предприятие, а потом они же идут к фермеру на его один гектар. Это неправильно. Так что контроль должен быть, но достаточно простой и легкий, например, с помощью патента.

РГ: Еще одно предложение - снизить размер госпошлины за получение лицензии для производителей вина из собственного виноматериала. И это тоже отражено в документе. Сейчас надо заплатить 500 тысяч рублей. До какого уровня необходимо снизить пошлину?

Попович: Нигде в мире таких огромных пошлин для выращивания винограда не существует. Да и вообще виноградник начинает окупаться только после шестого года. Где обычный фермер найдет такой кредит? Поэтому пошлину нужно сделать гораздо меньше. И это не льгота, а обязательное условие для того, чтобы фермеры работали. Пошлина должна быть у каждого своя, а рассчитываться в зависимости от площади виноградника. Сейчас она никак не рассчитывается, а берется с потолка.

РГ: Морозная зима, засуха отразятся на виноделии? Стоит ожидать сокращения производства?

Попович: Засуха никак не повлияет на виноград. Ему как раз нужно солнце, да и в основных винодельческих районах дождей прошло достаточно. На сокращение повлияет прошедшая зима. Тогда наблюдались очень низкие температуры. Так что в этом году мы соберем на 30 процентов меньше урожая по сравнению с 2011 годом.

РГ: Это, видимо, скажется на ценах. Как они будут себя вести к концу года?

Попович: Основываясь на сегодняшних данных, я думаю, что причин для сильного роста, тем не менее, нет. Хотя та часть вина, которая разливается в России из материала других стран, может подняться в цене, так как сегодня мы наблюдаем мировой тренд повышения цен на виноматериалы. Но этот рост уложится в пределах не более 10-15 процентов. И скачок произойдет максимум в декабре.

РГ: Может ли в будущем вино заменить крепкие спиртные напитки?

Попович: Оно даже обязано заменить крепкие напитки. Это одна из задач, которая поставлена в антиалкогольной концепции. Но все пьющее население перевести на вино невозможно. А вот чтобы хотя бы какая-то часть граждан перешла на него или, наоборот, не ушла от потребления вина - это реально.

Сегодня Россия потребляет в два раза больше крепкого алкоголя на душу населения, чем другие страны. И я надеюсь, что вино - как раз тот продукт, который позволит в целом по стране уменьшит потребление крепкого алкоголя. Даже наши предложения могут повлиять на население.

Чем больше людей будут делать настоящее, вкусное вино, чем больше рассказывать о нем, тем больше людей будут переходить на этот напиток. А пока большинство вин на прилавках трудно назвать настоящим вином. Вот поэтому на него и такой маленький спрос. Кто захочет пить подкрашенную воду? А если все-таки вино хорошее, то и стоит оно соответственно. Проще купить водку.

Также фермеры будут способствовать и развитию туризма, как это практикуется в Европе. Люди будут приезжать на виноградники, дегустировать настоящее вино, узнавать его историю и участвовать в процессе его создания.

РГ: Посоветуйте, как сегодня определить, хорошее вино или нет?

Попович: Не жалейте денег, так как пока качественного дешевого вина не бывает, а только суррогат. Так что напиток должен стоить не менее 150 рублей. И, кстати, если будет больше фермеров делать вино, тем скорее заполнится рынок качественным товаром. Будет расти конкуренция, а, значит, цены начнут снижаться.
Что на виноградниках?

В Краснодарском крае находятся одни из самых больших виноградников в России. Благодаря анализу аналитического портала "Алкоэкспрет", мы смогли узнать, как отразилось недавнее наводнение на виноградных кущах.

Ущерб виноградникам от затопления в Краснодарском крае менее значительный, нежели от заморозков минувшей зимой, рассказал порталу руководитель СРО виноградарей и виноделов Кубани Николай Пинчук.

В Крымске ущерб нанесен стеклотарному заводу, снабжающему винодельческие заводы. Стихия повредила подъездные пути к предприятию. Тем не менее, основное производство не пострадало, стекловаренная печь завода продолжает работать в штатном режиме.

Винодельческие предприятия другого крупного винодельческого региона - Тамани, серьезных потерь тоже не понесли.

Незначителен урон от ливней и в центре российского фермерского виноделия - Анапском регионе. Как отметил президент Некоммерческого партнерства производителей вина "Черноморские гаражные вина" Валерий Логинов, анапский регион, где расположено большинство небольших частных виноделен, стихия обошла, и в хозяйствах потерь практически нет. Так что можно готовиться к сбору урожая.

Первый виноград в Краснодарском крае - столовых сортов - должны начать убирать уже в ближайшие две недели. Дожди, размывшие землю на виноградниках, могут создать определенные трудности только для машинной уборки. Но большинство хозяйств региона практикуют ручной сбор урожая, и с большими проблемами столкнуться не должны.
 
Российская газета
20.07.2012