Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
В конце марта ФАС планирует внести в правительство свои предложения по совершенствованию третьего антимонопольного пакета

Спор между ФАС и Минэкономразвития о защите конкуренции решат в Белом доме

Как стало известно РБК daily, в конце марта ФАС планирует внести в правительство свои предложения по совершенствованию третьего антимонопольного пакета. По всей видимости, поправки в пакет законов о защите конкуренции будут направлены с таблицей разногласий от Минэкономразвития.

В течение месяца ФАС намерена внести в правительство поправки в третий антимонопольный пакет, не прошедшие в прошлом году и вызвавшие массу протестов бизнеса и коллег из других министерств. Ранее ведомство Эльвиры Набиуллиной отправило негативный отзыв на документ в ФАС, посчитав, что публикация правил торговой политики и акционерных соглашений в Интернете, запрет вертикальных соглашений вне зависимости от рыночной доли компании, а также ужесточение доступа к объектам интеллектуальной собственности подорвут конкурентную среду (см. РБК daily от 10.02.12).

В ФАС поясняют, что не готовы снимать свои требования к публикации правил торговой практики компаниями, злоупотребившими своим доминирующим положением. «Мы в качестве «противоядия» таким нарушениям, чтобы восстановить конкуренцию на товарном рынке, предлагаем возможности выдачи предписаний о раскрытии правил торговой практики», — говорит начальник управления ФАС Сергей Пузыревский. По словам чиновника, выдача таких предписаний, хоть и в довольно размытой форме, уже предусмотрена 23 статьей закона о защите конкуренции, так что утверждать (как это делают в МЭР), что вводится принципиально новый механизм антимонопольного регулирования, — необоснованно.

Вряд ли ФАС отступит и от своего предложения, согласно которому акционерные соглашения и изменения, внесенные в них, вступают в силу лишь с момента публикации в Интернете (их в МЭР назвали «дискредитирующими институт коммерческой тайны»). «Сейчас часто возникают ситуации, когда никто не знает, кто реально осуществляет контроль над компанией. Эти сведения должны быть открыты», — говорит г-н Пузыревский, в качестве примера приводя ситуацию с «принадлежностью» Домодедово после теракта.

Такая же ситуация с доступом к объекту интеллектуальной собственности. По мнению ФАС, под предлогом интеллектуальной собственности очень часто подрывается конкурентная среда, поскольку под заключение договора о реализации исключительных прав на товар реализуется сам товар. «Представляете, если любая естественная монополия повесит товарный знак на трубу и будет решать, кому продавать товар, а кому нет? Происходит подмена понятий, которую мы хотим искоренить. Мы считаем, что обращение товара должно регулироваться антимонопольным законодательством, а обращение исключительных прав — я имею в виду права на интеллектуальную собственность — гражданским», — считает чиновник ФАС.

Впрочем, в вопросе вертикальных соглашений между ФАС и МЭР может быть достигнуто взаимопонимание. Антимонопольщики предлагали их фактически запретить, поставив их под контроль вне зависимости от рыночной доли (сейчас она составляет 20%). Бизнес посчитал, что от этого могут сильно пострадать маленькие компании, для которых вертикальные соглашения — способ занять нишу на рынке.

Сейчас в ФАС не исключают, что процент можно снизить. «В антимонопольном законодательстве фигурирует 8% — пороговая величина, которая позволяет доминировать на рынке. Не утверждаю, что порог может быть снижен до 8% (это может быть и 10%, и 15%), но вопрос пока дискуссионный», — отмечает г-н Пузыревский.

По мнению руководителя Лаборатории проблем конкуренции и конкурентной среды Андрея Шаститко, обсуждать необходимо порог в пределах 15—25%. «Конечно, тут многое зависит от характеристик товарных рынков, на которые эти ограничения будут распространяться, но думаю, что это должен быть универсальный порог», — считает он.

По словам эксперта, пороговое значение рыночной доли нужно сохранять в любом случае, поскольку она создает «безопасную гавань» для участников рынка. «Если ее нет, то повышается правовая неопределенность, которая может негативно сказаться на условиях хозяйственной деятельности и конечных потребителях», — говорит он.

В Минэкономразвития получить оперативный комментарий не удалось.
 
РБК Daily
27.02.2012