Четверг, 18 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Правила игры

просчитывает корреспондент отдела потребрынка Олег Трутнев

Вице-премьер Виктор Зубков, рассуждая об успехах государства в борьбе с нелегальным алкогольным рынком, заявлял, что объем левой водки в России сейчас составляет чуть более 20%. "Конечно же, такой показатель нельзя считать удовлетворительным, но достаточно сказать, что еще пару лет назад он достигал почти 50%",— сказал чиновник в интервью "Российской газете" в декабре. Теперь, когда появились данные Росстата и таможни за 2011 год, с выводами господина Зубкова можно поспорить.

В прошлом году в России было произведено 86,3 млн дал водки, из которых 5,14 млн дал были отправлены на экспорт. Водочный импорт составил 3,83 млн дал. При этом, неумолима статистика, за год в российской рознице было реализовано 136,1 млн дал. В результате мы получаем 51,1 млн дал водки, взявшейся неизвестно откуда. То есть объем нелегального водочного рынка по 2011 году можно оценить в 37,6%.

Предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров верность таких расчетов считает "условной", поскольку методика анализа Росстатом розничных продаж "покрыта мраком тайны". Впрочем, даже он признает, что доля нелегального рынка водки сейчас не ниже 30-35%, что, по его мнению, все равно большое достижение. "О достоверной доле можно будет говорить только по итогам первого квартала, когда по новым требованиям закона будут получены декларации предприятий розничной торговли, составленные по аналогии с отчетностью производителей",— считает господин Добров.

Навести порядок на алкогольном рынке государство пытается много лет. Достаточно вспомнить запущенную в 2006 году ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), которая заставила всех производителей спирта и водки оснастить свои предприятия специальными счетчиками, фиксирующими реальные отгрузки продукции с заводов. Ввод системы сопровождался многочисленными сбоями — заводы не работали, а в магазинах наблюдался дефицит спиртного. Сейчас ЕГАИС функционирует без осложнений, но ее целесообразность не раз ставилась под сомнение, в том числе и президентом Дмитрием Медведевым.

Потом, в конце 2008 года, было создано Росалкогольрегулирование (РАР) — оно выдает лицензии заводам и складам, придирчиво оценивая их состояние. В 2010-м РАР установило минимальные цены (для производителей, оптовиков и розницы) на водку, коньяк и некоторые другие виды алкоголя. Именно эта мера считается на рынке наиболее действенной в борьбе с левой продукцией.

Одержать полную победу над теневыми производителями алкоголя в России никогда не удастся, категоричен директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Причиной, по его мнению, являются слишком высокие налоги для отрасли. "Они делают недоступной легальную продукцию для очень большого количества граждан, которым приходится покупать суррогаты. Эти, если можно их так назвать, напитки вообще не фиксируются в розничных продажах госстатистикой",— предупреждает он.
 
Коммерсантъ
15.02.2012