Суббота, 27 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
В ФНС придумали новый способ «захвата» налоговых должников

Юристы отмечают новый тренд в практике банкротства компаний: налоговики все чаще выставляют многомиллиардные претензии, чтобы в статусе конкурсного кредитора пресечь попытки обжалования своих действий. Примером является спор на сумму более 42 млрд руб., который закончился в Московском арбитраже на прошлой неделе.

Закон предоставляет кредитору возможность поставить в компании своего управляющего в случае, если ему удастся инициировать процедуру принудительного банкротства организации. Похоже, что такой возможностью стали пользоваться и фискалы, для того чтобы взыскать налоговую задолженность.

Примером может служить спор ОАО «Инвестиционная финансовая группа «Гленик-М» и московского терподразделения ФНС. В 2010 году инспекторы доначислили компании более 42 млрд руб. налогов. Основанием послужил факт отсутствия оплаты со стороны учредителей за ценные бумаги, которые были внесены в уставный капитал налогоплательщика в 2006—2007 годах.

Компания попыталась опротестовать решение фискалов в судебном порядке, но проиграла в первых двух инстанциях. Пока шел основной налоговый спор, инспекторы обратились с заявлением о банкротстве налогоплательщика. А став конкурсным кредитором, ходатайствовала о назначении своего конкурсного управляющего.

В третьей инстанции адвоката «Гленик-М» ждал «сюрприз»: конкурсный управляющий отказался от дальнейшего обжалования через отказ от кассационной жалобы, а производство по делу было прекращено.

В ФНС изобрели весьма оригинальный способ пресечения обжалования решений налогового органа, отмечает руководитель направления налогового права, финансов и кредита юрфирмы «Частное право» Елена Муратова, представлявшая интересы «Гленик-М» в суде. По ее словам, в ситуации доведения налогоплательщика до банкротства последний лишается всякой возможности обжалования решений налоговиков. Тем самым грубо игнорируется право на судебную защиту, сетует юрист.

«Этот случай показывает, что закон о банкротстве не защищает достаточным образом права акционеров должника на стадии конкурсного производства», — говорит старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», сопредседатель центра «Бизнес против коррупции» при «Деловой России» Андрей Порфирьев. Со стороны конкурсного управляющего произошло явное злоупотребление правом. Так, его решение отказаться от иска не в интересах компании, которую он представляет, добавляет глава практики уголовно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Максим Кошкин.

Эта ситуация показывает, как через налоговые претензии и банкротство компании над ней достигается контроль, комментирует председатель «Деловой России» Борис Титов: «Такая схема похожа на рейдерский захват. Похоже, что чиновники налоговой инспекции нашли очень изощренную, юридически тонкую схему, при которой они могут в два счета обанкротить компанию в рамках правового поля».

Партнер юркомпании «Налоговик» Дмитрий Липатов привел несколько случаев из его практики, когда налогоплательщики сталкивались с подобным поведением налоговиков. В 2010 году это произошло с ООО «АУГМА-РУС», в 2011 году — с ООО «В.Л. Интернешнл Рус» и «Мастерская Власова. Реставрация памятников архитектуры», а также с ЗАО «СЭМ-холдинг». А самым свежим примером является банкротство ООО «Компания РВМ-2000», которое налоговики попытались инициировать в январе этого года.

99% рейдерских захватов совершается только с использованием функциональных возможностей ФНС, замечает глава федерального информационного центра «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко. В такой ситуации налогоплательщик должен написать заявление в правоохранительные органы. Если его поддержит СКР или Следственный департамент МВД и если по нему добросовестно проведут проверку при участии независимых экономистов, то можно будет рассмотреть дело как преднамеренное банкротство организации или как превышение должностных полномочий сотрудников ФНС, говорит г-н Мильченко.

Получить оперативный комментарий представителей ФНС РБК daily не удалось.
 
РБК Daily
10.02.2012