Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Грузия. Быть или не быть грузинским винам на российском рынке?

Слухи о возможном открытии российского рынка для грузинских вин породили разное мнение в грузинском обществе. "Бизнес Грузия" предлагает комментарии вокруг этой проблемы.

Георгий Саманишвили, энолог, независимый винный эксперт:

Думаю, процесс допуска грузинских вин на российский рынок очень затянется, так как нам придется пройти довольно много этапов, прежде чем оформим все документы и получим разрешение. Я, скорее, смотрю положительно. Начнем с того, что рынок большой и рядом, далеко не придется ездить; появляется возможность, поставлять грузинские вина разного сорта, тем более, наряду с большими компаниями появились маленькие, интересные винодельческие фирмы, которые производят высококачественные вина; полученную от продажи сумму можно будет вложить в какие-нибудь новые проекты и развивать рынок.

Но есть и определенные риски, первое, то, что соответствующие грузинские структуры должны хорошо проследить за тем, чтобы не допустить производства фальсифицированных вин внутри страны, ведь все еще остается опасность, что бывшие дельцы винного бизнеса снова займутся производством поддельных вин, хотя государство может регулировать подобные неблагоприятные случаи.

Еще одна неприятность в том, что российский рынок нестабилен и несмотря на то, что Россия стала членом ВТО, мы не знаем, как она поступит, какие документы потребует для сертификации и вообще, разрешит нам прийти на российский рынок или нет - есть большой шанс того, что открыв свой рынок, опять запретят нашу продукцию, т.е. причин российские чиновники могут найти энное количество. Российский рынок к тому же труднопрогнозируемый, но те частные компании, которые решат там работать, наверное, предусмотрят все риски. Существует много других трудных рынков, но глупо от них отказываться только по этой причине.

Правда, после блокады грузинских вин наш сегмент на российском рынке заняли другие страны, но для грузинского вина все же найдется место, во-первых, там проживает около миллиона этнических грузин, плюс, живы те, кто еще помнит и ценит грузинское вино. Правда, рынок не будет таким большим, как раньше, но шансы есть. Что касается фальсификации грузинских вин, есть такая опасность, были подобные прецеденты в прошлом, но они всегда будут появляться. Да, с этим надо бороться, но лично я не вижу в этом страшного негатива, это показывает, что есть потребность и заинтересованность в наших винах. И это тоже позитивно.

Вряд ли смогут в России испортить имидж грузинского вина, мы выжили в тяжелейших условиях, более того, поставляем наши вина на зарубежные рынки, где жесткая конкуренция, в то же время, нам нужно много работать над собой.


Теа Меланашвили, пиар-менеджер:

Открытие российского рынка хорошо не только для грузинского вина, но и для других наших продуктов, во-первых, потому что рынок рядом и в России хорошо знают грузинское вино, что позволит виноделам и другим производителям, выгодно продать свою продукцию. Но есть и опасность - может пострадать качество. Об этом обязательно должны позаботиться те организации, которые контролируют качество продуктов. В первую очередь, сами производители вин должны быть заинтересованы в высоком качестве своей продукции, в противном случае, со временем это может негативно отразиться на имидж самих компаний. Поэтому, виноделы не должны ориентироваться только на российский рынок.

Также важно, чтобы в России не открылись цеха по производству грузинских вин, как это было в советские времена, мы очень пострадали от той низкопробной продукции. Но прошли годы и я надеюсь, российский рынок, один из самых больших, где продается разнообразная продукция по самой разной цене, изменился к лучшему. У российского потребителя появилась возможность, выбрать из огромного ассортимента понравившийся ему товар и заплатить ту или иную сумму, т.е., клиент получает соответствующую цене и качеству товар.

Зураб Топуридзе, начинающий винодел, в истории независимой Грузии разлил в бутылки первое гурийское вино. Основатель компании «Ибериели» (Ивериец), производит янтарные и розовые вина Чхавери, также владеет виноградниками в Кахети, где производит сухой Саперави и Каберне Совиньон. Делать вино для него частично хобби, частично – бизнес. Свои вина пока что продает на грузинском рынке и считает его очень серьезным, поэтому старается завоевать сперва симпатии грузинских граждан, а затем подумает о других странах. В этом году Зураб Топуридзе разлил 5 000 бутылок, надеется, за три года увеличить до 10 000; производит вино в квеври (глиняный сосуд разного объема, который закапывают в землю и в нем настаивают вино) и высокотехнологичном итальянском стальном оборудовании:

Разумеется, как все явления, и открытие российского рынка имеет положительные и отрицательные стороны. В первую очередь это означает, что наша винная продукция будет продаваться на российском рынке, что серьезно повлияет на расширение частного бизнеса, так и на финансовое положение самих продавцов, виноделов, их семейств в целом. Это огромный рынок с большим выбором алкогольной продукции, в том числе и вина. Я не согласен с распространенным мнением, что после запрета поставок грузинских вин наше место заняли другие компании и у нас возникнут сложности - Москва и Питер не вся Россия. Есть другие города, поэтому, это желанный рынок для всей продукции и для вина, в том числе. Открытие российского рынка может оказать благоприятное влияние не только на производство вина, но и на сохранение редких сортов винограда. Как ни странно, но сегодня производить в Грузии красное вино стало невыгодным, у нас в основном потребляют белое вино, а красное почти не продается, поэтому крестьяне начали выращивать белые сорта. Хотя некоторые наши производители поставляют красные и белые вина в западные страны, где очень серьезная конкуренция.

Вместе с тем, доступ на российский рынок содержит определенные риски. В России хуже обстоят дела с контролем продуктов питания, чем в Грузии. Правда, и у нас не все в полном порядке, но контроль пищевых продуктов становится все строже, в том числе, в отношении вин и алкогольных напитков. Сегодня грузинский производитель, ориентированный на внутренний рынок, где у него серьезная конкуренция, делает качественное, а иной раз очень качественное вино. После открытия российского рынка, такого огромного, но с меньшим контролем, автоматически может появиться соблазн, произвести вино в большом количестве, но менее качественное, чем он производит для Грузии.

С другой стороны, каким бы качественным не было грузинское вино, в России всегда могут забраковать и запретить из-за политической конъюнктуры, следствием чего и есть набившая оскомину онищенковская блокада грузинских продуктов, в том числе, и вин.

Если российский продуктовый рынок будет соответствовать высоким стандартам контроля, то у грузинских виноделов появиться еще один большой, хотя и сложный рынок для продажи и популяризации своего продукта.

Кетеван Миндорашвили, руководитель фольклорного ансамбля «Зедаше», совладелец частной винной компании «Слезы Фазана»:

Думаю, открытие российского рынка отрицательно отразиться на качество грузинского вина, но может, хорошо будет для крупных производителей, они заинтересованы в продаже как можно больше бутылок вина. Не знаю, я в замешательстве и неоднозначно отношусь к этой проблеме. Для тех, чей продукт относиться к качественному сегменту, а наше вино именно такое, не думаю, что плохо, главное, попасть в тот сегмент, в котором наше вино продается. Наша компания «Слезы Фазана» производит вина в квеври, в ограниченном количестве, поставляем в Италию, Испанию и другие страны, они рассчитаны на утонченного потребителя и к тому же, не дешевые - 100% натуральные вина не могут быть дешевыми и некачественными.

Леван Китиа, кинорежиссер:

Само собой очень хорошо, когда в отрасли крутятся деньги и рынок работает - экономически это всегда способствует развитию отрасли и рынка, но боюсь, возвращение грузинского вина на российский рынок ничего хорошего не сулит нашим винам. В первую очередь потому, что в Грузии пока еще при деле то поколение виноделов и производителей вина, для которых производство качественного вина не является делом личной, профессиональной и национальной чести. Для них главное – делать бизнес. Пока такой подход не искоренить, любое расширение рынка будет опасным для нашей продукции.

Второе: достаточно одной бутылки грузинского вина, которая официально появиться на российском рынке, как за ним сразу же последуют другие, разлитые подпольным производителем и снова заработают те винные цеха, которые в той же России разливали фальсифицированные грузинские вина. Сегодня, возможно, они выпускают молдавские вина, но им ничего не стоит переклеить этикетки. Есть еще одна важная причина – дело в том, что в России, так же как и в других постсоветских странах, особо популярны полусухие и полусладкие грузинские вина (хорошо, что у нас нет сладких вин). А теперь представьте, и кто хоть раз соприкасался с производством вина или имеет малейшее представление, согласятся, какие широкие возможности открываются для фальсификации полусладких вин. Люди моего поколения наверно, помнят, как в супермаркетах штабелями лежала Хванчкара. Ну ладно, Киндзмараули, его может быть много... Но Хванчкара в таком количестве?! Смешно и грустно, это же советская система, со своим плановым хозяйством придумала, как разливать Хванчкару для массового рынка, хотя массовое производство этого вина совершенно немыслимо.

Не следует сбрасывать со счетов и то что, в сознании советского человека грузинское вино нечто легкодоступное и дешёвое, его много и всегда можно купить. А Советский Союз, как известно, там все еще живет и здравствует. Разумеется, и у нас то и дело проявляется «совок», но гораздо меньше, чем на всем остальном постсоветском пространстве.

Дешевого грузинского вина не существует в природе, тому причиной трудоёмкая технология и ограниченное количество! Экспортная функция грузинского вина, это с одной стороны - узнаваемость страны, утверждение на винной карте мира, а с другой - стимул для развития туризма в самой Грузии.

Еще раз повторю, очень много опасностей таит для грузинского вина российский рынок, он слишком большой - это монстр, который способен поглотить всё, что там появляется. Вероятнее всего, это повлечет за собой и понижение качества, и фальсификацию, если не у нас, то в России, точно.

Мы, наверно, должны быть благодарны российским политикам за эмбарго на грузинские вина. Понятно, это было политическое решение с российской стороны, но обернулась благом для нас - нашлись новые рынки, в производство вернулись древние сорта, которые были на грани исчезновения вследствие погони за планом (помните, было такое понятие план?). Я бы не хотел, потерять достигнутые качественные изменения в лучшую сторону из-за новых политических решений.

Всё это не относится к «Боржоми» и другой сельскохозяйственной продукции, это отдельная тема и другой разговор...Нет, как минимум, ещё 5 лет грузинское вино не должно возвращаться на российский рынок. Пусть приезжают к нам россияне, для них визовый режим упрощён и пробуют наши вина на месте. Мы будем только рады гостьям, приехавшим к нам на гражданском транспорте.

Одним словом, я за то, чтобы защитить грузинское вино от российского рынка!

Джон Вундерман, американец, художник, обосновался в Грузии, совладелец компании «Слезы фазана», производит только сухие вина и только в квеври, имеет свои виноградники в Кахети и Картли:

Когда речь заходит об открытии российского рынка, у меня возникает двоякое чувство: с одной стороны, возможно, это станет хорошим подспорьем для грузинской экономики, с другой - настолько часто Россия использовала грузинские вина как орудие для шантажа, что и сегодня пропадает всякое желание, осваивать российский рынок. У России вроде хорошие отношения с Молдовой, но в лице Онищенко то запрещали, то разрешали продавать молдавские вина в зависимости от настроения политиков. Отношение к Молдове и сегодня является наглядным примером для Грузии.

Другой вопрос, как открытие рынка подействует на качество и имидж грузинского вина. Сегодня вина Грузии поставляется на многие рынки; виноделы стараются делать качественное вино и продают довольно дорого. Лично я против приостановления этого процесса и не заинтересован в российском рынке. Наша компания производит вина в малом количестве, но высокого качества. Мы поставляем вина в западные страны, где хорошо развит винный рынок и где они продаются по хорошей цене. Это престижно для нашей компании.

Малхаз Джакели, бизнесмен, владелец компании «Органические виноградники и вина Джакели», производит Саперави Хашми, сухое, красное вино; поставляют в Германию, Австрию, с Украиной заключили контракт на поставки с 2012 года. В среднем производит 5 000 бутылок:

Не думаю, что это позитивно скажется на наши вина или это шанс на выживание. Хотя, возможно, хорошо для таких больших компаний, как «Телиани Вели» - наверное, будут вывозить свои вина в большом количестве, что для них неплохо, но меня этот вопрос не очень-то интересует. Мы производим сравнительно дорогие вина, рассчитанные на рынки, где умеют ценить качественное вино. Боюсь, доступность российского рынка плохо повлияет на качество грузинских вин и они станут такими же, как прежде – поддельными и разбавленными водой. В советское время, никому неизвестные большие компании, которые никакого отношения не имели к виноградникам и производству вина, в огромном количестве завозили на российский рынок винный материал, разбавляли водой и продавали. Если спросить, есть ли необходимость в российском рынке? – скажу откровенно, нет.


bizzone.info
 

06.01.2012