Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Голландцы пьют и вино

Голландцы могут учить не только плохому. И не всегда растение из Голландии — это обязательно «елка» конопли. Бывали времена в истории, когда они могли прославляться и просто саженцем винограда. Именно эти прославленные мореплаватели додумались привезти виноград в Южную Африку. Видимо, побоялись, что местных каннабисом особо не удивишь. Так все и началось

Старт южноафриканского виноделия приходится на далекий XVII век. В данном случае энтузиастом виноделом выступил не кто-нибудь, а сам губернатор. Ян Ван Рибек был первым губернатором Капской провинции, той самой, которая занимает самую известную часть ЮАР — мыс Доброй Надежды. Именно он высадил лозу в тамошних землях. Зимой 1659 г. у губернатора в бокале уже искрилось первое молодое вино. Благодаря высокому статусу первого винодела, этот торжественный для него момент был зафиксирован в официальных документах. Радости губернатора не было предела, и он дал зеленый свет распространению виноделия. Но фермеры не слишком-то прониклись этой идеей.

Есть также версия, что лозу в Африку завез не губернатор, а переселенцы. Ведь вслед за голландцами сюда подтянулись протестанты из Европы — гугеноты Франции, — которые и привезли виноград на южную оконечность Черного континента. Именно их и назвали буры, или крестьяне-земледельцы от голландского.

Спустя 10 лет губернатор сменился. Им стал Симон ван дер Стел. Он был не только энтузиастом, но и знатоком виноградарства и производства вин. Ему не было дела до фермеров. Он сам разбил виноградник на земле, полагавшейся ему по статусу. Более того, он взялся производить вина, которые, покинув пределы далекой колонии, снискали уважение в Европе.

Судьба вин из колоний была нелегкой на протяжении всего XVIII века. Европейские виноделы всячески старались ограждать свои рынки от новых производителей. Но задачу им облегчали сами южноафриканские виноделы. Вина они делали не очень скрупулезно. Во-первых, не всегда додерживали вина в дубовых бочках. Во-вторых, из-за явного недостатка дуба в тех местах выдерживали вино и коптили мясо в одной и той же таре. Поэтому винцо получалось с дымком.

Южноафриканское виноделие является ярким примером, когда не было счастья, так несчастье помогло. Изменения к лучшему пришли с войной. После оккупации Капской провинции британцами появились возможности продвинуться на европейский рынок. Производство вина в Капской провинции возросло с 0,5 млн. л в год до 4,5 млн. л.

Но счастье длилось недолго. На рубеже веков в ЮАР добирается вездесущая филлоксера, а затем начинается англо-бурская война.

Виноделы настолько рьяно разводили виноградники, что вино некому было продавать. Кризис перепроизводства тамошние фермеры расхлебывали несколько десятков лет.

С концом Первой мировой в 1918 г. был создан Объединенный кооператив виноделов Южной Африки. В него вошли 4300 винодельческих хозяйств страны. Объединение и координация действий стали приносить свои позитивные плоды.

Кооператив устанавливал квоты от имени правительства, обозначал минимальные цены и даже определял районы производства винограда. Единственным недостатком объединения было то, что он сковывал полет фантазии небольших виноделов. Но кооператив просуществовал примерно столько же, сколько и советская власть. В 1992 г. было решено отказаться от большинства полномочий. В результате многие производители посредственного винограда наконец-то занялись делом.

Нужно сказать, что кончина кооператива была закономерным событием. Данное объединение было лишено опоэтизированного отношения к лозе. Его членам необходимо было утилизировать виноград с наибольшей прибылью. Поэтому часто высаживались сорта двойного назначения. Большая часть винограда перерабатывалась в соки, концентраты, спирты для бренди и даже технические спирты.

Но всех не перебить. Немногие продолжали делать достойные вина. Центром такого производства стал Стелленбош, где виноделы успешно экспериментировали с технологиями, а виноградари занимались селекционной работой. Венцом их усилий стало появление в 1925 г. нового сорта винограда — «пинотаж».

Были в истории ЮАР и свои ударники. Например, Франс Малан. В 1953 г. он создал новое предприятие в Де Хоопе. Теперь оно называется Simonsig Wine Estate. В 60-х гг. он активно высаживал новые лозы. А в 1968 г. начал выпускать свои вина. Первые партии были ручной работы. Образовался семейный подряд: муж разливал и укупоривал вина, а жена приклеивала этикетки. Со временем винодельня стала семейным бизнесом.

Только в 1970 г. Франс выпустил первое красное вино из сорта винограда «пинотаж». Тогда же в 70-е его компания запустила первый рейнский рислинг и шардоне в ЮАР. Новации привели Малана к производству первого в стране игристого вина. Оно называлось Cap Classique и изготавливалось в строгом соответствии с традиционном методом шампанизации. За заслуги перед южноафриканским виноделием Франса Малана признали «Виноделом года ЮАР». Но только в 1992 г.

Сейчас его компания является крупнейшим частным производителем вин в ЮАР.

Нужно заметить, что довольно длительный период южноафриканское виноделие существовало в замкнутом пространстве. В течение 1980-х гг. международные санкции запрещали поставку южно-африканского вина на рынки других стран. Внутреннее же потребление оставалось мертвенно-стабильным — 7,5 л в год на душу. При этом на северо-востоке наследники голландцев и гугенотов предпочитали пить европейские и крепленые вина. Поэтому наличие такой организации, как кооператив, было оправданным. В какой-то мере.

На данный момент в стране насчитывается пять уровней географических наименований вин (wine of origin units): географическое объединение (unit), регион (region), дистрикт/субрегион (district), община (ward), поместье (estate). Кроме Побережья, Внутренних областей, Малого Карру и Долины Олифантс выделен еще один регион — Боберг — только для крепленых вин, производимых в дистриктах Парл и Тулбах.

В законах ЮАР не содержится принципов классификации вин и не вводится понятие «категория вина». Но совершенно четко приписаны процедура сертификации и основные требования к сертифицированным винам. Если где и есть остатки всемогущего кооператива, так это здесь. Сертифицированные вина должны быть произведены из винограда, выращенного в пределах одного из установленных регионов; в этом же регионе должны быть осуществлены винификация, выдержка и розлив. Вина можно делать только из разрешенных сортов винограда, причем из урожая одного года (допускается добавление резервных вин в установленных законом пределах).

Образцы вин производители предоставляют на лабораторный и дегустационный контроль в Департамент вина и крепких спиртных напитков (Wine and Spirit Board). Только после положительного заключения дегустационной комиссии вино получает право на сертификационную марку, которая клеится на горлышко каждой бутылки. Эта марка является гарантией качества напитка и подтверждает соответствие его органолептических характеристик винодельческому району, сорту (сортам) и году урожая, указанным на этикетке.

Этикетка сертифицированного вина должна содержать информацию о стране производства, крепости вина (с точностью до 0,5% об.), объеме бутылки, бутилировщике, его юридическом адресе, географическом районе производства вина, годе урожая.


markets.eizvestia.com
 

20.12.2011