В Сербии прошел фестиваль ракии
Прошедший в Белграде фестиваль ракии в очередной раз доказал: этот крепкий напиток для сербов не только традиционный вид алкоголя, но и важный штрих в национальном портрете. После развала Югославии сербы, пожалуй, как никто другой из соседей по СФРЮ, столкнулись с необходимостью заново выстраивать свой образ.
И если работящий немец должен держать в руке кружку пенного пива, а утонченный француз – бокал вина, то жизнелюбивый серб все чаще рисуется с чоканом ракии (чокан – это традиционный стаканчик с узким горлом). А для того, чтобы образ становился все более узнаваемым, напиток надо популяризировать. Причем, не только на международной арене, но и внутри страны.
– До недавнего времени ракия считалась деревенским напитком, и жители городов к ней относились с пренебрежением, – отмечает Лена Нешич, исполнительный директор «Ракия Фест - 2011», – Предпочитали коньяк и виски. Мы начали свою работу пять лет назад. Недавнее социологическое исследование показало: нам удалось переломить ситуацию. Ракия сегодня – напиток номер один по популярности в Сербии.
А еще это и популярный вид заработка. Ведь в республике нет государственной монополии на производство алкоголя. А потому «гонят» ее все желающие. Точнее, не «гонят», а «пекут» – такой термин обычно употребляют производители. Правда, если вы «печете» без лицензии, это грозит штрафом. Получить разрешение не сложно: достаточно доказать наличие условий для выпуска качественного продукта и раз в полгода встретить рюмкой домашней ракии инспектора. Кстати, одна из целей фестиваля – помочь подпольным производителям напитка легализовать свой бизнес. Недаром среди фестивальных номинаций есть и такая, в которой в которой жюри оценивает «пекарские» таланты любителей (проще говоря, самогонщиков).
В Сербии прошел фестиваль ракии (10 фото)
Что касается лицензированного домашнего производства, оно существует в Сербии десятилетиями. Слободан Бокун «печет» ракию уже в третьем поколении и признается, что ни космонавтом, ни летчиком в детстве стать не мечтал: «Я с ранних лет знал, кем буду работать. Ракия всегда кормила мою семью. С двенадцати лет я начал помогать деду на производстве».
О том, что такое качественная ракия, каждый из участников фестиваля готов рассуждать часами. «Настоящая ракия – желтая, потому что выдерживается в дубовых бочках», - уверены гости из Македонии. «Хороший напиток выпускается только маленькими партиями, а каждую бутылку должен подписывать лично хозяин производства», - считает Зоран Миленкович, чья фирма в Вальево специализируется на элитных сортах напитка. А директор завода «Сретен Гудурич» из Ужице Александр Стоянович объясняет: «Ракия получается качественной, если вы проследите весь ее путь: от того момента, когда крестьянин посадит сливовое дерево до минуты, когда напиток попадет на прилавки. А еще чтобы покупатели полюбили вашу ракию, она должна отличаться от других».
В отсутствии фантазии разнообразия «пекарей» ракии упрекнуть нельзя. На фестивале были представлены сорта, настоянные на малине и ежевике, лепестках роз и орехе, а также «выпеченные» из сливы и айвы, яблок и груш. Заметим, все сырье, используемое для производства раки - натуральное. Добавлять химические ароматизаторы среди профессионалов считается дурным тоном.
«А вот такой напиток хорошо бы пошел в инновационной России, - шутит коллега, указывая на бутылку мятной ракии «Нановача» (нана – по-сербски мята). – Название подходящее».
«Вы даже не представляете, как это интересно – производить ракию!» - убеждает гостей технолог Владимир Стойкович, создавший первый в стране сайт, посвященный национальному напитку. – «Приезжайте через год, мы откроем в Белграде Музей Ракии. Есть ведь в Европе музеи пива и вина. Чем мы хуже?»
Пока участники фестиваля нахваливают свой товар, а гости с удовольствием дегустируют, организаторы каждый час делают объявления, приглашая посетить лекции. О ракии, разумеется: как хранить, как разливать, чем закусывать, ...
«Не упрекают ли нас в пропаганде спиртного борцы с алкоголизмом?» - переспрашивает призер прошлогоднего фестиваля из домашней артели «Павле Паунич». По лицу «пекаря» видно: он силится вспомнить значение слова «алкоголизм», но не может. После дополнительных объяснений, кивает: «Конечно, у меня есть приятели, которые могут «перебрать» спиртного. Но тут ведь дело в характере конкретного человека».
«Ракию вам предложат в каждом доме», - вступает в разговор монах Калиник из обители Ковиль (стенд с бутылками монастырского производства располагается по соседству). – «Это часть национальной культуры. В Сербии нет ни одного монастыря, где бы ни было своего производства вина и ракии. Без крепких напитков наша обитель оставалась бы в руинах. Только на роспись церкви требовалось 2 млн. евро. А благодаря ракии мы начинаем восстанавливать подворье».
Невероятно, но факт: пьяных людей, едва стоящих на ногах, в фестивальной толпе нет. Веселые – есть. Пьяных – нет. Возможно, умение пить в меру – это тоже черта национального характера. Как и свойственное сербам самоуважение, не позволяющее напиваться «до чертиков». И умение чувствовать вкус к жизни. А ракия – она лишь немного этот вкус усиливает.
«МК» в Белграде
13.12.2011