Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Приоритетным направлением борьбы за качество винодельческой продукции должно быть установление минимальных розничных цен и контроль над ними

Рынок винодельческой продукции в 2012 году ждут тяжелые времена.

Летом 2011 года были приняты поправки в законодательство, направленные на совершенствование госрегулирования производства и оборота алкогольной продукции. В частности, изменились определения для винодельческой продукции. Теперь вместо определения «натуральное вино» появилось определение «вино»

Определяется, что вино – это продукт, полученный в результате брожения виноградного сока или ягод и не допускающее каких-либо добавок ароматизаторов, спирта, концентрированного виноградного сусла и пр.

На российском рынке в силу потребительских предпочтений в основном продаются полусладкие виноградные вина, подслащиваемые добавлением упаренного виноградного сусла. Данный вид продукции с 1 июля 2012 года уже перестанет называться натуральным вином, а станет либо «ликерным вином», либо «винным напитком».

Под определение «винный напиток» по новому закону подпадают напитки, состоящие минимум наполовину из виноматериалов, с возможностью добавления спирта, сахара, ароматизаторов, двуокиси углерода, с содержанием этилового спирта от 1,5 до 22 процентов. Под определение «ликерное вино» попадает вино, в которое возможно добавлять винный дистиллят и концентрированное виноградное сусло, с содержанием этилового спирта от 15 до 22 процентов.

То-есть, самый массовый сегмент - вина с добавлением концентрированного виноградного сусла и не крепче 15 процентов - попадают под определение «винные напитки». Получается, что винным напитком может быть и суррогат, и такое вино, как, например, токай. Токай, кстати, считалось вином королей, и создавалось по древней технологии подслащивания перетертым изюмом. И вот, согласно новому определению, подобное подслащивание уравнивает в правах токай с суррогатом. Кроме того, к «винным напиткам» теперь будут относиться и игристые вина, в том числе шампанское. По крайней мере, полусухое и полусладкое.

Что могут за собой повлечь данные изменения?

Сегодня производители полусладких вин имеют лицензии на производство вина, следовательно, они должны будут получить новые лицензии на производство винных напитков.

Наверняка, появятся новые марки для маркировки полусладких вин с названием «винные напитки».

В Налоговом кодексе сохранены прежние категории "алкогольная продукция", в частности, уже отсутствующий в 171-ФЗ вид алкогольной продукции «натуральные вина». Можно ожидать, что встанет вопрос об отнесении, вообще, всех вин (за исключением игристых) к разряду «алкогольная продукции крепостью свыше 9%...». Это повлечет изменение ставки акцизов - она станет в 5 раз выше прежней!

Сегодня новое определение вина вызывает значительную обеспокоенность виноделов. Особенно если учесть, что 70% рынка винодельческой продукции в России – это полусладкие вина.

Если следовать логике, то полусладкое и полусухое шампанское должны будут относиться к винным напиткам, так как они содержат двуокись углерода и сахар, а его производители вынуждены будут получать новые лицензии.

Данные поправки в алкогольное законодательство рассматривались, в первую очередь, как инструмент борьбы с суррогатом на рынке винодельческой продукции.

Любой уважающий себя винодел, предлагая свое вино покупателям, сталкивается с проблемой – на рынке ему мешает конкурировать продукция сомнительного качества, которая продается по цене значительно более низкой. Данная продукция по своим вкусовым характеристикам может напоминать винодельческую, но она произведена с использованием ароматизаторов, этилового спирта, красителей, воды и пр. Либо могут быть использованы некачественные виноматериалы, сдобренные упаренным виноградным суслом.

Безусловно, подобные напитки имеют к настоящему вину весьма отдаленное отношение, либо вообще никакого. По данным Росалкогольрегулирования, порядка 80% продукции на винодельческом рынке России в той или иной степени является фальсификатом. После употребления данного продукта у человека не исключены осложнения со здоровьем. Наименее опасный вариант фальсификата - вино, просто разбавленное водой. У греков, вообще, традиция перед употреблением разбавлять вино водой.. Однако, российский потребитель рассчитывает, что, платя деньги, приобретет настоящее вино, ведь в противном случае его стоимость должна быть значительно ниже.

Конечно, не раз предлагались различные методы решения проблемы : введение техрегламента на вино, стандартов, принятие закона о вине, установление мест происхождения и пр.

Кроме того, предлагалось исключение любых подсластителей, в том числе, в виде упаренного виноградного сусла. Прошлым летом при принятии закона сторонники такой меры оказались более убедительными. В результате сегодня многие виноделы и импортеры столкнулись с проблемами, которые не удастся решить достаточно быстро: в 2012 году ожидаются выборы президента РФ, а в дальнейшем - формирование правительства. Следовательно, до 1 июля 2012 года реализовать изменения в законодательстве будет почти невозможно.

В 2006 году вступила в силу норма закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в которой был четко прописан запрет на то, чтобы в натуральных винах содержались какие-либо ароматизаторы или этиловый спирт. Часть явного суррогата с рынка исчезла, но достаточно много вин, качество которых по-прежнему вызывает сомнения, осталось. Очередная попытка решить одну проблему создала массу других.

Многие виноделы справедливо замечают: «мы создаем прекрасные крепленые вина, в производстве которых использовано исключительно качественное сырье. Потребители давно знают и ценят наши вина за их свойства и характеристики, но, тем не менее, поскольку в них добавляется спирт, это значит, что законодательно они могут быть отнесены к фальсификату или винным напиткам.»

Очевидно, что необходимо простое и эффективное решение, не ставящее никого в затруднительное положение, за исключением самих фальсификаторов.
Я считаю, что самой разумной и эффективной мерой борьбы с винными суррогатами может быть только введение и контроль над минимальными ценами (МРЦ) на поставляемую в розничную продажу винодельческую продукцию . Причем, независимо от того, добавлено в вино упаренное виноградное сусло, этиловый спирт или нет.

Следует установить МРЦ с учетом всех налогов и минимальных затрат, которые винодел может понести, производя качественную продукцию, не прибегая к методам фальсификации. В таком случае фальсификаторам будет очень сложно конкурировать. Лишившись главного преимущества — бросовой цены - они будут поставлены в равные условия с добросовестными производителями вина.

Потребителю, в свою очередь, придется выбирать между качественным вином и суррогатом, которые реализуются по сходной цене. И несложно угадать, какой выбор сделает большинство потребителей. Проблема плавно «сойдет на нет» в связи с сокращением спроса на фальсификаты.

Я думаю, что розничная цена за бутылку шампанского или игристого вина объемом 0,75 л не должна быть ниже 130 рублей, цена за 0,7 л бутылку вина не должна быть ниже 80 рублей, цена за 0,7 л бутылку крепленого вина не должна быть ниже 120 рублей.

Приоритетным направлением борьбы за качество российского и импортируемого вина должно быть установление минимальных розничных цен и контроль над ними.

Что касается ближайшей перспективы, то в 2012 г. рынок винодельческой продукции ждут тяжелые времена.



Павел Шапкин, руководитель информационного портала алкогольного рынка www.alcomarket.info
 

12.12.2011