Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Украина может остаться без Шампанского, Коньяка, Кагора, Портвейна, Мадеры и Хереса

Из-за недостаточной принципиальности отечественных официальных переговорщиков Украина может остаться без Шампанского, Коньяка, Кагора, Портвейна, Мадеры и Хереса

Одним из условий присоединения нашего государства к Зоне свободной торговли в рамках заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС является отказ нашего государства от использования географических названий стран Евросоюза в украинском виноделии.

Переговоры по этому вопросу между Украиной и ЕС ведутся уже почти пять лет. Позицию зарубежья можно понять — им надо заполонить рынок Украины своей винодельческой продукцией. Соответственно, официальная украинская делегация во главе с Валерием Пятницким, казалось бы, должна отстаивать позиции отечественных производителей. В то же время складывается впечатление, что доморощенные чиновники готовы в обмен на присоединение Украины к Зоне свободной торговли с Европейским Союзом сдать государственные позиции и уже призывают отечественные винодельческие компании готовиться по требованию ЕС менять на бутылках этикетки. Таким образом, по всей вероятности, уже скоро покупатели вместо обычного закарпатского коньяка будут смаковать напиток под названием «бренди», а под новогодний бой курантов торжественно наполнять бокалы уже не шампанским Украины, а каким-то «игристым».

Виновато вино

Изменение традиционных для Украины названий, по мнению виноделов, что изложено в их обращении к правительству Украины, приведет к тому, что объемы реализации отечественных напитков сразу упадут на две трети. И понятно почему. Какая свадьба, Новый год или День рождения без шампанского? Любой из нас неоднократно приглашал друзей посидеть за бокалом шампанского, а не какого-то игристого. А как быть с этим: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского»? Может, европейским чиновникам и щекочет ухо «не пьет игристого». Но нашему человеку такое выговорить — несомненно, язык не поворачивается! А фильмы?! «С легким паром» или «Карнавальная ночь»? Чтобы там не говорили лингвисты, а теперь — еще и политики из Европейского Союза, но «шампанское» — наше слово, украинское: родное, теплое и почти всегда вызывает ностальгию. Не представляю, как мы без него!? Думаю, сложно будет пережить потерю и миллионам соотечественников. Вряд ли украинцы начнут сразу массово перестраиваться и покупать к праздникам напиток с непонятной надписью «игристое» или «бренди» — не дай Бог, перед гостями осрамиться. Объяснять покупателям, что внутри то же шампанское, только с легкой руки политиков, во имя нашей евроинтеграции оно теперь называется по-другому — напрасное дело. Да что и говорить — если бы кто-то из политиков еще два-три года назад сказал, что мы наше шампанское и коньяк отдадим в обмен за возможную и иллюзорную пока евроинтеграцию — такому только и оставалось бы ответить: «Кажется вы, дядя, хорошенько таки поддали!».
Логично, покупатели все же упорно будут продолжать искать бутылку с этикеткой «шампанское». И здесь в выигрыше, конечно же, будут производители из стран ЕС, которым это слово на их товарах можно писать, а нам, как хотят сделать в Евросоюзе, нет.

Без меня меня женят

Ситуацию, возникшую нынче с украинской винодельческой продукцией, иначе, как сдача национальных интересов и не назовешь. Политики и чиновники, ведущие переговоры, похоже, не умеют или не желают играть на пользу нашей экономике. Или того хуже, они предпочитают не замечать ни ощутимых потерь для отрасли из-за переименования напитков, ни миллионов, а то и миллиардов гривен, которые недополучит государственный бюджет. И проблема эта лежит исключительно в политической плоскости. Ведь, по словам первого заместителя генерального директора корпорации «Укрвинпром» Владимира Кучеренко, на отраслевом уровне эта проблема давно уже решена. «Укрвинпром» в последние годы подписал несколько меморандумов, где очерчены выгодные для украинских производителей позиции: двусторонний — между «Укрвинпромом» и Минагрополитики, где договорились, что «в любом случае необходимо обязательно сохранить право Украины на дальнейшее использование шести наиболее «уязвимых» для национальных производителей наименований:
1. Шампанское Украины; 2. Коньяк Украины; 3. Кагор; 4. Портвейн;
5. Мадера; 6. Херес».

Затем был скреплен подписями и трехсторонний меморандум — между «Укрвинпромом» и Минагрополитики и Министерством экономики. В конце концов, в марте этого года в Брюсселе был подписан согласованный протокол — представители винодельческой промышленности Европейского Союза признали историческое наследие, культурные традиции нашей винодельческой промышленности и согласились, что «Украина может использовать кириллические транслитерации некоторых уязвимых географических названий ЕС (в частности, «Херес», «Порто», «Мадера», «Кагор», «Коньяк» и «Шампанское») на внутреннем рынке в пределах международного права».
Виноделов Украины эти позиции вполне устраивают, так как при осуществлении экспорта отечественные производители не используют названий, которые стали нынче камнем преткновения. Ведь никогда Украина не отправляла на экспорт под названием «шампанское» или «коньяк» свою продукцию за пределы государства — в ЕС. В то же время Украина имеет право использовать термины «коньяк Украины», «шампанское Украины», как это значится в Законе Украины «О винограде и виноградном вине».
— Перспектива развития отечественного виноградарства и виноделия в большой степени зависит от тех положений, которые прописываются официальной переговорной группой в проекте соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС, — комментирует ситуацию В. Кучеренко. — Этот документ закрыт от представителей общественных профессиональных организаций. Несомненно, сложно найти пример любого государства, где бы представители ключевых отраслей не были допущены к переговорному процессу. А это, соответственно, и непонятная ситуация, ибо, как известно, везде, в других странах — позиция отраслевых объединений является первоочередной для вынесения на межгосударственные межправительственные переговоры.
Кстати, корпорация «Укрвинпром» в конце ноября принята в состав Европейского комитета производителей вина — организации, объединяющей национальные ассоциации стран Евросоюза. Нас давно признал мир — мы входим как корпорация в состав Международной федерации вин и алкогольных напитков, тесно сотрудничаем с Международной организацией виноградарства и виноделия.

Чиновничьи выкрутасы

Отечественные виноделы весьма удивлены, почему, несмотря на неоднократные поручения правительства, решения парламентских слушаний по отстаиванию национальных интересов украинских товаропроизводителей государство побуждают отказаться от своего исторического наследия, даже в обмен на любой переходной период. Тем более Украина имеет право на реализацию своей продукции под собственными родовыми названиями на своей территории. Хотя бы по признанному в мире grandfather low. Это так называемое дедовское право, согласно которому предприятие, до 15 апреля 1994 года выпускающее определенную продукцию с этим названием, имеет возможность производить ее и в дальнейшем. А если мы отказываемся — возникает вопрос: почему? Чьи интересы отстаивают те наши переговорщики, которые об этом заявляют? Это их интересы, а не государственные. А в меморандумах была четко указана позиция, под которой подписалась целая отрасль, но которой переговорная группа не придерживается. А это свидетельствует об одном — о сдаче национальных интересов. Ведь у них есть политически аргументированный, взвешенный документ, согласованный с производителями. Поскольку государство — это не только производители, но и потребители, граждане... А не только чиновники, которые могут иногда зависеть от тех или иных факторов.

А если кто-то хочет интересы сдать... Так что от этого получит отрасль? А какие убытки государства? Сколько рабочих мест завтра освободится? А что от этого будет иметь бюджет? И в чем их интерес?

Ведь наши соседи (Россия, Грузия, Армения) продолжают производить свои Шампанское и Коньяки. Казалось бы, аргументов относительно защиты интересов отечественных производителей винодельческой продукции мы имеем более чем достаточно. Однако вовсе не понятно, почему к участию в 8-м заседании Диалога Украина—ЕС, который вчера—позавчера проходил в Брюсселе и Варшаве и в повестке дня которого стоял вопрос — останется ли за украинскими предприятиями право производить винодельческую продукцию с этими привычными для наших потребителей названиями, в состав украинской делегации, неизвестно по каким соображениям, не вошел представитель корпорации «Укрвинпром», которая постоянно и довольно результативно отстаивает позиции отечественных виноделов.

В сухом остатке

— В скором времени Украина будет принимать Евро-2012. Мы бы хотели, — подчеркивает Владимир Кучеренко, — чтобы иностранные туристы действительно употребляли качественную украинскую продукцию. Приехали в Украину — пожалуйста, пробуйте украинские вина, украинское шампанское, украинский коньяк. Почувствуйте вкус этого государства, этой земли... В конце концов, и таким образом можно убедить, что наша традиционная винодельческая продукция — на уровне лучших мировых образцов!
В ситуации пыталась разобраться Галина КВИТКА.

А был случай
Закарпатский перепутали с французским


В Украине недавно побывал Федерико Кастеллуччи, генеральный директор Международной организации виноградарства и виноделия, штаб-квартира которой находится в Париже. Ранее более десяти лет он возглавлял ассоциацию виноделов Италии. Появилось у него желание зайти в обычный киевский ресторан. Там заказал коньяк одного из украинских предприятий. Посмаковал, да и решил прихватить еще одну бутылку с собой. Дескать, угощу французских коллег.

Не прошло и недели, вспоминает Владимир Кучеренко, звонит Кастеллуччи и рассказывает историю:
— Ты знаешь, — говорит, — пригласил французских коллег (коньячных экспертов) домой, жена приготовила ужин. После этого предложил им попробовать вашу коньячную продукцию. Налил в бокалы, но бутылку не показывал. Знаешь, какая была полемика? Один взял бокал и говорит: «Вау, Федерико, какое удовольствие, что ты нас угощаешь таким изысканным напитком провинции Коньяк. Такую продукцию у нас мало кто делает. Это уникальное предприятие Гранд-Шампань». Другой с коллегой не соглашается: «Нет, ты ошибаешься, это не Гранд-Шампань, коньяк этот изготовлен на границе между Петит-Шампань и Гранд-Шампань. Есть там небольшое предприятие, где и делают такой высококачественный напиток».
Федерико мне в трубку смеется:

— Долго я слушал полемику коллег, как они в восторге рассказывали об этой продукции. Наконец, вынес бутылку «Тисы» Ужгородского коньячного завода и поставил на стол. Зависла пауза — удивлению не было предела. Это, говорю, и есть украинский коньяк.


www.golos.com.ua
 

08.12.2011