Пятница, 19 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей



Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Бой стеклобою! Чем чревато введение запрета на повторное использование стеклотары

Бурные “стекольные” дискуссии среди неправительственных организаций Беларуси, России и Казахстана начались после того, как по инициативе российского правительства в техрегламент Таможенного союза “О безопасности упаковки” внесли норму, запрещающую повторно использовать стеклотару для розлива алкогольной продукции и детского питания. По существу, шумиха эта не напрасна: прописанная в документе норма приведет к серьезным социальным, экономическим и экологическим проблемам, убеждены специалисты.

Сергей КУЗЬМЕНКОВ, начальник управления обращения с отходами Минприроды

Татьяна ВАШКЕВИЧ, главный специалист по стекольной промышленности Минстройархитектуры

Михаил СЧАСТНЫЙ, председатель Ассоциации заготовителей и переработчиков отходов

Алексей КИСЕЛЕВ, представитель “Гринпис России”

Анатолий КАЛАЧ, эксперт Центра экологических решений

По данным специалистов, сегодня стеклозаводы Беларуси изготавливают около 700 миллионов полулитровых бутылок в год. Потребность в стеклотаре только для винодельческих предприятий после вступления в силу техрегламента Таможенного союза возрастет до 600 миллионов штук, для ликероводочных — до 700 миллионов штук.
Кстати, если запрет на повторное использование стеклотары начнет действовать, потребителям тоже придется раскошелиться: к стоимости товара добавится цена новой бутылки. Следовательно, алкогольная продукция будет стоить на 25—35 процентов дороже.

Посуда посуде рознь

Сергей КУЗЬМЕНКОВ:
— Что касается запрета на повторное использование стеклянной посуды для детского питания, то в этом есть резон. Теоретически бэушная посуда может угрожать здоровью малышей. Хотя на практике сегодня в Беларуси и так все баночки с детским питанием закрываются крышками, не позволяющими повторно использовать эти емкости.
А вот для алкогольной продукции вводить такой запрет неразумно как с экономической, так и с экологической точки зрения. Благо документ вступает в силу с 14 июня 2012 года, и у нас еще есть время что-то изменить. Против этой нормы выступает не только Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси, но и Ассоциация заготовителей и переработчиков отходов при Республиканской конфедерации предпринимателей и Гильдия пивоваров. Определенный результат уже получен: есть поручение правительства, которое предписывает совместно с другими заинтересованными министерствами обеспечить принятие в установленном порядке необходимых мер для исключения данной нормы из технического регламента Таможенного союза. На прошлой неделе во время рабочей встречи представителей Таможенного союза белорусская сторона внесла свое предложение по этому вопросу, сейчас принимается решение.

Опасности нет!

Михаил СЧАСТНЫЙ:
— Основным камнем преткновения в вопросе оборотной стеклотары стало ее выщелачивание — химический процесс, позволяющий подготовить бутылки для повторного использования. Мы около двух лет вели переписку с Минздравом насчет качества обработки стекла. По нашему обращению проводились дополнительные смывы с бэушной стеклотары. Исследования показали, что применяемые в Беларуси новейшие технологии обработки стекла нейтрализуют все последствия выщелачивания. Следовательно, никакой опасности для здоровья людей нет!
Безусловно, качество обработки оборотной стеклотары нужно контролировать, но не следует запрещать заниматься ее сбором и обработкой, тем более тем, кто делает это качественно. К тому же нашим людям не надо прививать привычку сдавать бутылки — она сохранилась у них еще с советских времен.

Придется раскошелиться

Татьяна ВАШКЕВИЧ:
— Если мы откажемся использовать повторно бутылки, существующие мощности стекольных заводов не позволят полностью удовлетворить потребности пищевых заводов, в том числе ликероводочных, винодельческих и пивоваренных. Увеличить мощности сегодня тоже проблематично. С одной стороны, это довольно дорого, с другой — дело не одного дня.
Кроме того, нам придется исключить экспорт, то есть возможность зарабатывать валюту. При этом увеличится потребность в первичных ресурсах для производства стеклянных бутылок. А ведь сырье-то в основном импортное, поэтому надо будет изыскивать дополнительную валюту на его закупку.

Закоптим воздух и обрастем мусором

Алексей КИСЕЛЕВ:
— Для производства новой стеклотары понадобятся дополнительные энергетические и сырьевые ресурсы. На изготовление 1 тонны бутылок расходуется около 1,2 тонны природного сырья: 590 килограммов кварцевого песка, 172 килограмма известняка, 186 килограммов соды и 72 килограмма полевого шпата. Проблемы с сырьем дадут о себе знать даже в тех странах, которые имеют собственные запасы сырьевых ресурсов. А вот Беларусь, например, почти все необходимое сырье закупает за границей. Кроме того, при постоянном производстве новых бутылок выбросы парниковых газов и различных загрязняющих веществ будут примерно соотносимы с количеством выбросов 20 тысяч автомобилей.
Для производства новых бутылок нужен стеклобой. Постоянно делать стекло “с нуля” очень дорого и нерентабельно. Для этого необходимо организовать систему сбора стеклобоя. Тут овчинка выделки не стоит. В России, например, за сдачу одной бутылки дают от 80 до 120 копеек, а за 1 килограмм стеклобоя — 5 копеек. Скажите, кто понесет его сдавать? Хлопотно и невыгодно! Следовательно, отходы стекла просто “оккупируют” берега водоемов и лесные угодья.

Анатолий КАЛАЧ:
— Помимо всего сказанного, запрет на повторное использование стеклотары идет вразрез с белорусской политикой энергосбережения. Он отчасти разрушает существующую систему сбора вторичных материальных ресурсов. Получается, что процент извлечения вторичных материальных ресурсов уменьшается и одновременно растет количество отходов на свалках.
Кстати, европейское законодательство предписывает максимально использовать оборотную упаковку, а когда ее уже нельзя использовать — отправлять на переработку.

Цифры и факты

Тару можно использовать 7—8 раз, а в некоторых странах научились использовать ее около 50 раз!
Очистка одной бутылки до состояния, отвечающего всем санитарным нормам, требует в 10 раз меньше энергии, чем производство новой.
Переплавка бутылок значительно снижает расход материалов, зато количество расходуемой энергии — всего на 20 процентов.
Если в Беларуси закроются пункты приема стеклотары, шесть тысяч человек станут безработными.


ng.by
 

02.12.2011