Суббота, 27 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Если бы людям всей земли раздать по бутылке французского вина

О количестве и качестве французского вина, о "биологически чистом" шампанском и оптической машине для сортировки винограда в Бордо, о виноделах-любителях в парижском регионе. Если бы людям всей земли раздать по бутылке французского вина

В 2011 году Франция вернулась на первое в мире место по объему произведенного вина. Произведя 49,6 миллиона гектолитров, Франция превзошла Италию, которой опять придется довольствоваться вторым местом.

Итак, Франция производит около 50 миллионов гектолитров вина. Гектолитр - это сто литров, а 50 миллионов гектолитров - это чуть больше семи миллиардов бутылок. То есть, по одной бутылке на каждого жителя нашей планеты.

Конечно, если бы людям всей земли раздать эти бутылки, то проявилась бы вся несправедливость французского винного производства. Кому-то достались бы «Гран крю классе», то есть качественнейшие вина, получившие эти наименования после тщательного рассмотрения.

Это рассмотрение «на глаз»: цвет и тон вина, прозрачность, осадок; «на нюх»: запах, точнее, дух вина, который еще и меняется по мере того, как вино дышит после открытия бутылки. Какие только эпитеты от «духа старого винного погреба» до «духа орехов, ягод, цветов» не подыскиваются для этого наиболее летучего достоинства французских вин.

Наконец, самое главное – испытание «на вкус». Чтобы перевести на русский язык описания вкуса лучших вин, надо быть поэтом, да еще и поэтом-первопроходцем, так как множества устоявшихся во французском языке терминов в русском просто еще не существует.

Но жизнь бывает несправедлива, и если раздавать производимое во Франции вино всем жителям планеты по бутылке, то кому-то достанутся бутылки самого простого столового вина из непрестижных винодельческих регионов. Да и разливается это вино часто уже не в бутылки, а в пластиковые пакеты, упакованные в картонные коробки.

Хотя с наступлением кризиса все больше появляется вин уже и не столь плохих, да даже и вполне достойных, которые продаются в таких картонных коробках. И нередок тот француз, который еще с докризисных времен привык каждый день выпивать по бутылочке «Бордо», а теперь то же «Бордо» (ну или чуток похуже того, что он пил до кризиса) покупает уже в картонной упаковке по три литра за раз. Как это скажется на количестве выпиваемого, не предскажет и самый мудрый эксперт.

Росту объема производимого вина соответствует рост винного экспорта. А на экспорт идут, в основном, как раз лучшие вина. О состоянии дел говорит Бенуа Стен, генеральный делегат Федерации экспортеров вин и крепких напитков.Бенуа Стен:

Лучше всего среди наших французских вин экспортируются, конечно, прежде всего, шампанское, и затем - бургундские и бордосские вина. Эти три винодельческих региона поставляют 60% всего французского экспорта вин.

Франция по-прежнему остается самым крупным в мире экспортером вин (по общей стоимости экспорта). Но, если присмотреться к развитию мирового рынка вин, то оказывается, что за последние 30 лет его объем вырос на 70%, и, в то же время, доля Франции на этом рынке понизилась вдвое: с 30% до 15%. Это, естественно, вызвано не только конкуренцией вин из стран Нового Света, но и уровнем нашей конкурентоспособности при появлении множества новых товаров.

Что за «новые товары» на рынке столь древнего продукта, как вино?

Например, на волне экологии последних десятилетий и на винный рынок проникло требование биологической девственности выпиваемого продукта. То есть, этот «новый товар» на поверку оказывается хорошо забытым старым - таким, каким его производили наши старинные французские предки до изобретения химических удобрений-инсектицидов-пестицидов.

И вот Венсан Лаваль, производитель шампанского в Кюмьер (департамент Марна), запрягает в виноградниковый плуг арденнскую кобылу-тяжеловоза и так, по старинке, готовит землю на виноградниках к зиме. В отличие от трактора, лошадь не уминает землю.

Как говорит Лаваль, «после плуга земля дышит», и «в винограде, выращенном без химикатов, в чистом виде выражается характер земли, лозы, сосредотачиваются ароматы и вся живая сложность, необходимая для производства по-настоящему хорошего вина».

Хотя при таких методах виноделу приходится работать больше, а урожаи бывают скромнее, в ассоциацию производителей биологически чистого шампанского, которую возглавляет Венсан Лаваль, входит 72 винодела.

Только 72 из 15 000, насчитываемых в Шампани. И они возделывают лишь 1% всех винодельческих земель этого славного региона.
Из-за холодного и влажного климата винные лозы Шампани особо уязвимы, и многие виноделы, практически не использующие химикатов, все же не претендуют на определение «биологически чистый», чтобы при необходимости иметь возможность воспользоваться пестицидом. Например, для спасения урожая.

- свидетельствует Тибо Ле Маю, представитель межпрофессионального комитета виноделия в Шампани.

Но не только в сторону прошлого направлен вектор развития виноделия во Франции.

В области Бордо в этом году виноград уродился неровно: на одной и той же кисти винограда попадаются и созревшие виноградины, налившиеся соками солнца и земли, и виноградины неудавшиеся, так и оставшиеся зелеными.

И некоторые бордосские хозяйства используют оптическую сортировочную машину. Первые такие машины были испытаны три года назад, а в этом году из-за неровного созревания винограда их использование расширяется. Как в научно-фантастическом фильме, электронный глаз просматривает виноград, и машина отсеивает все виноградины, не подходящие по форме или цветовому спектру.

Сторонники использования таких приспособлений утверждают, что машина может увидеть то, чего не видит невооруженный человеческий глаз. Однако после того, как первая машина снимает виноградины с кисти, и электронный глаз сортирует подходящие и неподходящие виноградины, последний этап отбора всё же остается за человеком.

(Слава Богу, а то, глядишь, человек совсем перестанет участвовать в производственном процессе, без работы потеряет средства к существованию, а во Франции существование, в немалой степени, подразумевает распитие вина, и тогда что? роботы будут пить вино?)

Между прочим, оптическая сортировочная машина не всем виноделам по карману. В этом году такую машину используют в замке «Смит О-Лафит» («Smith Haut-Lafitte»), это «Гран крю классе» в бордосской области «Грав».

В конце июня у нас два дня стояла жара выше 40°, на гроздьях остались ожоги, и теперь на совсем спелой грозди можно обнаружить виноградины розовые и даже зеленые, а их обязательно нужно отсеивать, иначе они внесут в вино горечь и совсем зеленый, сухой танин (дубильное вещество)

- сказал корреспонденту Франс-Пресс Фабьен Тетжен, технический директор Château Smith Haut-Lafitte.

Единственное возражение, которое может возникнуть по этому поводу: а не лишится ли вино своего лица от такой сортировки? Не эти ли виноградины вносили в вино пусть и несовершенную, но неповторимость?.. Скорее, всё же, нет. И солнце, и вода, и земля каждый год иная, и каждый склон виноградника живет по-разному.

Незаконное виноделие

Пока в Шампани и Бордо культивируют шедевры мирового виноделия, в парижском регионе любители-виноделы выращивают лозу где-нибудь в глубине сада, а в гараже или подвале прячут давильный пресс для винограда, бродильный чан и всё остальное необходимое для производства вина.

Почему прячут? А потому, что европейские правила, вступившие в силу в 2008 году, запрещают сажать виноградную лозу, кроме как в исключительно жестких условиях, предусмотренных для регулирования винного рынка в Евросоюзе.

Патрис Берзак, председатель объединения виноделов Иль-де-Франса (парижского региона), признает европейские правила необходимыми, но отказывается понимать, почему запрет касается мелких виноделов-любителей, общая площадь наделов которых - около 1 000 гектаров. Именно столько земли занято под любительские виноградники в районе французской столицы. Этих любителей - около 200 человек. Ни один урожай винограда и вина не уходит за рамки семьи и дружеского круга.

Надо сказать, что власти не очень-то активно стремятся осуждать виноделов, в таких незначительных масштабах нарушающих европейские правила. Таможенная или административная служба, контролирующие вопросы о виноградниках, следуя регламенту, требуют вырубить нелегальное насаждение. Но, по свидетельству Патриса Берзака, каждый раз, когда он выступал в защиту винодела, французская администрация делала исключение и позволяла тому и дальше вести скромное винное производство.


www.russian.rfi.fr
 

10.11.2011