Четверг, 18 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Не вешать нос на КВИНТу: Приднестровский и армянский коньяки не останутся без имени

Темы этой статьи постоянно петляют и перемежают одна другую. Не под наплывом армянского или приднестровского коньяка. Просто начав говорить о приднестровском, нельзя было не продолжить об армянском. И здесь вопрос круто повернул в сторону – можно ли вечно употреблять на этикетке слово «коньяк»? Даже на российском рынке. И может ли «арбун» по звучанию оказаться столь же привлекательным, сколь и «дивин»?

Коньячный «электорат»

Роспотребнадзор рассматривает вопрос о запрете на импорт приднестровского конька «КВИНТ». Серьезные претензии к его качеству возникли у главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, указавшего на возможность ограничения его ввоза.

Как отметила в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am президент Гильдии виноделов Молдовы Нелли Соник, даже если к приднестровскому коньяку будет применен запрет, он, скорее всего, станет временным. «Люди понимают, что легче всего кого-то в чем-то обвинить. Не могу говорить о качестве не моего продукта, но подобные действия не всегда можно связывать с качеством», – отметила Соник.

Если претензии предъявляются к качеству поддельного коньяка, то в зоне внимания Роспотребнадзора может в любое время оказаться и армянский коньяк. О том, что в России поддельные «Белый аист» или «Арарат» (причем не обязательно произведенные в Молдове или Армении) ищут и находят нетребовательных покупателей, известно практически каждому. Если же речь идет о подлинном напитке, то может ли Армения снова получить фору на российском алкогольном рынке, как это случилось после эмбарго на ввоз в Россию молдавских и грузинских вин в 2006 году? Тот шанс Армения так и не использовала, но узнаваемость армянского коньяка за рубежом все же гораздо выше, чем у армянского вина, значит, и стартовые условия могли бы быть лучше...

Тем не менее, армянский коньяк едва ли может занять нишу молдавского, даже если запрет на его импорт действительно будет введен. Как отметил в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am директор Российского центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, армянский коньяк находится в более высокой ценовой категории, нежели молдавский, поэтому круг потребителей у них различен. Подобную точку зрения высказал и председатель Союза армян-виноделов Аваг Арутюнян. «Исторически ниши армянского и молдавского коньяка на российском рынке сложились совершенно разными», – отметил в комментарии Новости Армении – NEWS.am Арутюнян. В настоящее время, заметил он, армянский коньяк занимает около 40% российского рынка, молдавский – порядка 20%.

Армянским производителям коньяка сейчас нужно думать скорее о том, какое название рано или поздно должно заменить на этикетке слово «коньяк».

«Невыездная» география

Защита географических названий, предусмотренная соглашением WTO TRIPS, запрещает использовать географические названия для вина и алкоголя в отношении напитков, произведенных в другом месте. Не допускается и «приправлять» чужую географию пояснениями: «вино типа бордо» или «сорта кагор».

Правда, предусмотрено отступление. Если такое название использовалось более десяти лет до вступления в силу TRIPS в 1994 году, либо без злого умысла в любое время до 1994 года в качестве наименования напитка как целого класса (например, в случае с армянским коньяком), то запрещать такое использование страна не обязана.

Тем не менее, в отдельных соглашениях Еврокомиссия договаривалась с другими странами об обоюдном отказе от использования «общего достояния». Например, в результате соглашений с Канадой и Мексикой европейцы больше не производят текилу или «канадский» ржаной виски. В обмен, естественно, на защиту своих коньяка, шампанского и хереса.

Аналогичное соглашение с Евросоюзом заключила Молдова, следом за Грузией в числе стран политики «Европейского соседства». Вместе с 3,2 тысячами названий европейских пищевых продуктов и алкоголя, в список вошел и коньяк (в обмен Молдова получила право на защиту двух своих винных топонимов).

В программу политики «Европейского соседства» входит и Армения – что, похоже, подразумевает, что рано или поздно такое соглашение придется заключить и ей. Тем не менее, в страны Евросоюза армянский коньяк, из-за названия, не может экспортироваться и сейчас.

«Поэтому армянский коньяк живет сейчас только на рынках России, Казахстана и Украины. Как только Россия вступит в ВТО, а Украина – уже член ВТО – подпишет соглашение о свободной торговле с ЕС, будущее армянского конька на этих рынках станет весьма непрочным. Сам продукт останется тем же, но под другим названием его поставки на традиционные рынки могут сократиться вдвое, а то и больше. «Армянский коньяк» - напиток временный, это нужно понимать уже сейчас и искать новые названия. По примеру молдаван, переименовавших свой коньяк в «дивин». Правда, название должно быть удачным, чтобы потом не кусать локти с «арбуном», – отметил Дробиз.

«Арбун» - принятый Правительством Армении товарный знак для производимого в стране бренди с использованием импортных коньячных спиртов. Решение было принято в известной мере «про запас»: с целью отличить «бренди» от «армянского бренди» - наименования, которое, похоже, рано или поздно должно будет заменить коньяк.

По мнению президента Гильдии виноделов Молдовы Нелли Соник, перевоплощение названия в «дивин» не отразилось на популярности молдавского коньяка в России. «В 2006 году, после эмбарго, опасность потерять российский рынок предрекали и виноделам, но за последние четыре года все настолько переменилось – видели же? Молдавский коньяк всегда имел свою славу и своих ценителей. А виноделов учат покупатели, и то, что молдавский коньяк имеет свое место на рынке, уже доказано», – отметила Соник.

Кто первый к шанхайскому застолью?

В год 2005-ый, перед введением эмбарго, на Россию, по данным Национального бюро статистики Молдовы, приходилось 75% экспорта всего алкоголя республики. После закрытия российского рынка для молдавских вин значительная часть вывоза перераспределилась на Украину и Казахстан, однако ощутимо (хотя абсолютно в не очень больших объемах) выросли объемы поставок и в Польшу, Чехию и Словакию. Через два-три года к ним присоединились Германия, Швеция и даже винодельческая Греция. В 2010 году молдавские вина начали экспансию и на китайском рынке – объем их экспорта в Китай вырос в 7 раз по сравнению с 2009 годом.

На том самом китайском рынке, на который армянские производители только собираются вступать.

Правда – снова по данным Национального бюро статистики Молдовы объем производства алкоголя в Молдове в 2005 – 2009 гг. снизился почти в три раза. Экспортных поступлений за этот период тоже стало меньше – но не в три, а только в два раза. Следовательно, средняя стоимость экспортируемого алкоголя повысилась. То есть в годы эмбарго молдавские виноделы действительно провели определенную работу по повышению качества. В фокусе и маркетинговая составляющая: в августе 2011 года в Молдове была одобрена концепция продвижения вина и создан зонтичный бренд для молдавских вин – им стал знаменитый «белый аист».

Такой эволюции экспорта, как Молдавия, армянская винодельческая отрасль пока не проходила (а вернее, не проводила). Тем не менее, как ранее указывал Аваг Арутюнян, после спада потребления коньяка в период кризиса, армянские производители коньяка стали вкладывать в винное производство (о недостатке финансов в данном случае можно не беспокоиться). Через 5 – 6 лет, отметил Арутюнян, на российском рынке может появиться армянское вино качественно нового уровня. Может быть, то, что молдавские виноделы делают вместе, армянские сделают поодиночке?

Мыслей о вояжах на мировые рынки алкоголя – и в одиночку, и в сравнении с коллегами из других стран – можно нацедить не одну бутылку. Тема для отдельного разговора…

news.am
 

24.10.2011