Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Знаменитые винодельни Ближнего Востока: Yatir

Местности в районе нынешнего израильского города Арад на стыке Иудейской пустыни и северо-восточного Негева имеют богатую историю, в том числе винодельческую. В 9 километрах на запад от шоссе 31, на котором он стоит, находится холм Тель-Арад, раскопки которого принесли немало интереснейших артефактов. Городище отождествляется историками с известным по Библии в качестве ханаанского, кенитского и израильского городом Арад, контролировавшим главный торговый путь в Идумею и Элаф. Впрочем, по другой версии, ханаанский Арад следует искать в Тель-ал-Мулха (ныне Малхата) в 12 км юго-западнее Тель-Арада.

Среди находок археологов из Тель-Арада есть и гончарная посуда, в том числе питьевая. Она появилась в период ранней бронзы - на рубеже IV и III тысячелетия до нашей эры. Но пещерные поселения в районе Арада, давшие образцы посуды из меди, еще старше - их возраст превышает пять с половиной тысяч лет.

Это дало историкам основание считать район Арада наряду с Иерихоном и Лахишем одним из возможных древнейших очагов виноделия на территории Ханаана -Палестины.

И сейчас Арад (как и другие части пустынных земель израильского юга) относится к числу главных центров винной промышленности в стране. Впрочем, этим статусом Негев обязан сначала Эль-Аришскому проекту 1903 года, который положил начало его заселению и хозяйственному освоению (впрочем, в большей степени на западе). А также технологическим успехам современной агрокультуры (капельному орошению), сделавшим возможным возделывание многих культур на этих горных засушливых почвах, отличающихся к тому же довольно суровым климатом. Здесь выпадает впятеро меньше осадков, чем в Тель-Авиве и в 8-9 раз - чем на Голанах. Впрочем, и технологиям иногда нужен толчок со стороны. Например, такой, какой был дан им в Негеве и прилегающих с севера возвышенных местностях - отрогах Хевронских гор первым премьер-министром Израиля Давидом Бен-Гурионом.

Когда ученые на его призыв начать обихаживание этих земель с посадки настоящего леса, мотивировали ее невозможность совокупностью крайне неблагоприятных природно-климатических факторов, первый премьер-министр Израиля решил проблему тем, что... сменил ученых-консультантов. Так при помощи «Keren Kayemeth LeIsrael - Jewish National Fund» (KKL-JNF), ныне одного из ведущих мировых институтов, специализирующихся на борьбе с опустыниванием земель, неподалеку от южной оконечности Мертвого моря в 1964 году на трех тысячах гектаров Хевронского нагорья в северном Негеве появился Ятир. Он получил свое название от библейского тезки - родины Ира и Гевера, двух героев Царя Давида. Это самый большой рукотворный лес в Израиле - более 4 миллионов деревьев (иерусалимская сосна, кедр, кипарис, теребинт, дуб, багряник и другие). Даже Иудино дерево есть. Растут и фруктовые - миндаль, фисташки, грецкий орех, персик, оливки. А в самом центре Ятира, на высотах от 600 до 900 с лишним метров позже были сделаны посадки виноградной лозы. Здесь водятся редкие и даже уникальные животные вроде австралийской крысы - грызуна из семейства сумчатых кенгуру.

Кроме руин Ятира, здесь находятся остатки и другого иудейского города эпохи Царей Израилевых - Аним (Kurvat Anim). Среди них - фундаменты пятидесяти домов, развалины синагоги и несколько винных прессов.

Лес начинается у кибуца Лахав к западу от перекрестка Шокет и тянется до самого Тель-Арада. У его подножия с 2000 года существует винодельня «Yatir». Это официальная дата создания. Хотя ее можно двигать как назад, к 1996 году, когда были осуществлены начальные посадки лозы на участках, отошедших затем хозяйству. Или даже в 80-ые годы, к началу экспериментальной разработки этих местностей крупнейшим производителем алкоголя в Израиле - компанией «Carmel-Mizrahi». Так и вперед - первые вина разлива 2001 года появились на израильском рынке в 2004 году. Кстати, все вина, выпускаемые в Ятире, соответствуют требованиям кашрута с самого первого разлива - до него с 1996 года прошло целых пять лет вместо положенных трех.

Как показала практика «Yatir», соблюдение кошерности продукции не всегда мешает ее качеству. Имея довольно скромные объемы годового разлива, хозяйство тем не менее прочно входит в число лучших в стране. Оно само и его вина имеют «четыре звезды» от «Decanter» и «три/четыре звезды» - в «Hugh Johnson's Pocket Wine Book 2010». 92 балла от Кима Маркуса из «Wine Spectator» (высшая для Израиля) и 93 - от паркеровского «Wine Advocate». Множество трофеев с престижных международных конкурсов. Включение в список ста «Самых волнующих вин Мира» в «Wine Report» Тома Стивенсона и винную карту мишленовских ресторанов и т.д.

«Yatir» стал совместным проектом виноградарей леса Ятир и «Carmel-Mizrahi». Трудно сказать, можно ли считать это предприятие со стороны последней «симметричным» ответом конкурентам из «Golan Heights Winery» на образование «Galil Mountain» на паях с кибуцем Ирон на его землях. В конце концов обе «дочки» появились на свет в один год. Но несомненно и то, что с приходом к руководству в 2002 году управленца Давида Цива и энолога-консультанта Питера Штерна (2004), проявившего себя для Израиля как раз в Кацрине, бывший прежде оплотом консервативного «религиозного» виноделия «Carmel» стал быстрее и гибче реагировать на происходящие в отрасли и ее конъюнктуре изменения. «Yatir» оказался еще одним подтверждением этому. Он и другая «бутиковая» винодельня - в Зихрон-Якове - обозначили внимание «Carmel» к качественным параметрам, которыми он раньше пренебрегал. Больше того, новое хозяйство под Тель-Арадом фактически предоставило Циву и Штерну редчайшую возможность поэкспериментировать на виноградниках с уникальным биоценозом.

Реализовывать ее выпало Эрану Голдвассеру (как энологу и витикультуристу в одном лице) и менеджеру Якову Бен Дору. Надо заметить, что «Yatir», несмотря на то, что первоначальное оснащение винодельни самым современным оборудованием стоило немалых денег, пользуется полной самостоятельностью от «Carmel» практически во всех вопросах - начиная от управленческих решений и кончая особенностями винификации тех или иных миллезимов. Объединен только сбыт, что позволяет сократить издержки на организацию маркетинга, рекламы и транспортно-складской логистики. Технологические процессы на двух винодельнях сопрягаются незначительно - например, в части использования парка дубовых бочек.

Эран - представитель «новой волны» молодых израильских виноделов. До того как попасть в «Carmel», Эран увлекался восточной культурой и много путешествовал по Индии и Японии. Но потом вдруг обратился к энологии и поступил на профильный факультет в университет Аделаиды. Там же, в южной Австралии, он стажировался в разных хозяйствах Макларен-Вэйл, Куннавары (особенно в «Rouge Homme» - так по-французски переводится фамилия владельцев - семейства Редманов) и долины Баросса. Получив диплом, работал в западной Австралии - в лучшей винодельне Пембертона «Salitage». Ятир стал для него первой площадкой для серьезной самостоятельной работы. Кстати, Эран не ортодоксальный еврей-иудаист, из-за чего к нему для соблюдения кашрута в процессе производства потребовалось приставлять ортодокса-супервайзера из раввината. Всего их четыре на всю винодельню, не считая их коллег на отдельных стадиях винификации.

В его распоряжении - богатый выбор сырьевой основы. «Yatir» владеет виноградниками общей площадью 38 гектаров, расположенных в пяти местах Ятира. Делянок с разными сортами (первыми были Каберне Совиньон и Мерло, потом к ним добавились Пти Вердо, Сира, Мальбек, Каберне Фран, Кариньян, Темпранильо, Мурведр, Вьонье) или разными подвоями того или иного сорта, отличающихся набором полезных в суровых условиях Негева свойств - всего около 50 с лишним. Например, Каберне Совиньон на подвое Poltzen R22 высажен как на глинистых участках, так и на известняке. Хотя Эран пока не видит смысла в производстве вин типа single vineyard и предпочитает бленды. Например, топовая винная серия хозяйства «Yatir Forest» (довыдержка - полтора года в маленьких бочках из французского дуба и год - в бутылке) выстроена главным образом на красных блендах, состав которых меняется в зависимости от года и урожая. Неизменно только присутствие Каберне Совиньон и Мерло, компанию которым составляют Пти Вердо и Сира. И лишь разлив 2002 года был сольным Каберне Совиньон. Серия «Yatir» (год в маленьких бочках из французского дуба) - целиком купажная и в основе имеет те же красные сорта, что и «Yatir Forest», плюс Каберне Фран и Мальбек. «Yatir Cabernet Sauvignon» (было всего два миллезима - в 2005 и 2006 годах) на 15% «разбавлен» Сира и Пти Вердо соответственно. «Yatir Shiraz» (такие же миллезимы), будучи в 2005 году сепажом основного сорта, сезон спустя принял в себя 15% Мальбека. Правда, белые «Sauvignon Blanc» (с виноградников на северонегевском плато Рамат-Арад) и «Viognier» полностью «чистокровны».

Кроме французских, в хозяйстве используются бочки из Восточной Европы (чаще всего венгерские), Испании и США - их около восьмисот, - а также полимерные (более дешевые) 50-гектолитровые емкости-контейнеры «Flextank» из Австралии.

Собственного винограда для тех объемов разлива, которые практикует «Yatir», - а это сейчас 120 тысяч бутылок в год с перспективой планомерного увеличения (наличные разливочные линии имеют суммарную производительность в 300 тысяч) - вполне хватает, и необходимости закупать сырье на стороне нет. Примерно пятая часть произведенной продукции идет на экспорт в 11 стран мира - в основном в США и Канаду, а также Европу.

Серджо ди Лаго-Бьянко

От редакции: Книга Серджо ди Лаго-Бьянко «Вина Восточного Средиземноморья» посвящена древнему и современному виноделию шести стран Западной Азии - Турции, Кипра, Сирии, Ливана, Израиля и Иордании. Обстоятельный рассказ об особенностях национальных винодельческих школ в странах Восточного Средиземноморья предваряется историческим очерком, в котором исследуются особенности зарождении виноделия на востоке Средиземноморского побережья и его распространении оттуда в Европу. Книга содержит подробные портреты всех ведущих винных хозяйств региона.

Регион, подаривший миру виноградарство и виноделие, но в еще Средние века потерявший свое значение для отрасли, в последние годы ускоренными темпами восстанавливает прежнюю репутацию. Здесь уже есть по-настоящему первоклассные винодельни и восхитительные вина, способные доставить удовольствие любому гурману.

В ближайшее время книга, аналогов которой в мире, пожалуй, нет, появится на полках магазинов. Мы знакомим наших читателей с фрагментами этого издания.


drinktime.rbc.ru
 

13.10.2011