Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
В России лоббисты стекольных производителей протолкнули техрегламент «О безопасности упаковки»

Правительство нагромоздит никому не нужные, зато огромные стеклянные горы. С подачи бутылочных лоббистов принят удивительный техрегламент «О безопасности упаковки». Он запретил вторичную переработку стеклянных бутылок. Это оригинальный шаг. В мире доля перерабатываемой тары постоянно растет. Кое-где приближается к 100%. У нас ее окончательно сведут к нулю.

Тара преткновения

Бизнес на таре — тема редкая, но меткая. Если поинтересоваться цифрами, окажется, бутылок кругом не просто много — их немыслимое число. По данным Росстата, последние 12 лет производство этой продукции постоянно росло, в прошлом году в РФ выпустили 10,2 млрд. стеклянных бутылей, также — 1,2 млрд. банок.

Задумайтесь: если поставить эти бутылки одна на другую, высота конструкции достигнет 2 млн. километров. Если добавить банки — будет примерно 2,2 млн. километров. Это шесть расстояний от Земли до Луны. Стеклянной линии такой длины хватит, чтобы 57 раз опоясать земной шар.

Так что — за год гора старой тары вырастает до чудовищных размеров. Если бутылки просто выбрасывать, со временем окрестности городов начинают украшать горы битого стекла. Вдоволь налюбовавшись на такие чудеса, в ЕС всерьез взялись за переработку тары. За 10 лет в среднем по странам Евросоюза добились, что каждые 67 из 100 бутылей собираются и опять идут в оборот. Даже в Турции доля стеклянной вторички дошла до 25%, в Румынии – до 18%. Самая отстающая в ЕС — Греция с долей 15%.

По части переработки нам и до греков далеко. По понятным причинам, российские производители банок и бутылок не заинтересованы, чтобы их старая продукция конкурировала с новой. Переработку никто не развивал, а в мае 2011 г. по ней нанесли сокрушительный удар.

Дело было так. В Волгограде проходила конференция единороссов. Почетным гостем был премьер В. Путин. Когда пошли вопросы из зала, на беду слово взяла Маргарита Покиньбура — сотрудница крупнейшего производителя стеклотары в РФ завода «Русджам» (принадлежит турецким собственникам). Она попросила «ради здоровья нации запретить вторичное использование тары». Нация и не догадывалась, как страдает от переработки бутылок. К несчастью, идея не просто не заглохла, но спустя четыре месяца воплотилась в новый технический регламент.

Турецкий вариант
Самое смешное — бутылочники подставили в том числе самих себя. Дело в том, что старые бутыли необходимы при производстве. В технологических целях в шихту, из которой выплавляют сосуды, добавляют не менее 7% стеклобоя. В среднем его доля составляет 20–25%.

Другая проблема — традиционный дефицит бутылок в Сибири и на Урале. Собственных стекольных заводов там мало, доля вторички всегда была велика. Сдача бутылок в этих регионах — дело чрезвычайно выгодное. Вот пример: если в европейской части РФ стандартная гостовская бутылка стоит 1,5–2 руб., то на Урале, тем более в Сибири, стоимость доходит до 7–10 рублей.

Кстати, локальный дефицит стеклянной тары — не только российская проблема. Трудно поверить, но с ней столкнулся даже Европейский союз. Летом 2007 г. в ЕС вдруг разразилась острая нехватка стеклянных бутылей, цены на тару вмиг подскочили на 30%. Ситуацией заинтересовался комиссар по конкуренции ЕС. Разобрались: оказалось, 95% европейского рынка стеклотары контролируют только три компании. Они сговорились и создали искусственный дефицит.

РФ до баночно-бутылочной монополии вроде бы далеко. Пока не грянул кризис 2008 г. десятки различных компаний запускали строительства все более масштабных заводов. Кстати, вложения нужны немалые. Например, в июле 2011 г. новочеркасский завод «Актис» полностью разобрал три старые стекольные печи и построил взамен две новые. Это обошлось в 6 млрд. рублей. Новый завод стеклотары мощностью 700 млн. бутылок в год, в 2007 г. построенный турками в Краснодарском крае, обошелся в 3 млрд. рублей.

Турецкая компания, устами своей сотрудницы попросившая премьер-министра запретить сдачу тары, — самая активная на поприще строительства бутылочных заводов в нашей стране. Хотя далеко не единственная. Интересно, что большинство других крупных стекольных проектов в РФ тоже начато иностранными компаниями. Получается, денег на бутылочные предприятия зарубежные инвесторы не жалеют. Но взамен требуют плюнуть на экологию и напрочь забыть о переработке. То есть – пока другие страны разгребают бутылочные завалы, нам предлагают нарастить их до небес.
 
Akcyz.com.ua
20.09.2011